Обзор изменений внесенных в НК РФ (часть I) Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»
Количество просмотров 4657
-
Изменение определения счета (п. 2 ст. 11 – с 01.01.2014).Теперь это не только счета организаций и ИП, но и любые счета, открытые на основании договора банковского счета (т.е. включая счета и физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью).В связи с этим расширились и обязанности банков (п. 1 ст. 86 – с 01.01.2014): банки обязаны сообщать об открытии/закрытии/изменении реквизитов счетов и вкладов не только организаций и ИП, но и физических лиц.
Кроме того, банк будет обязан выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов, выписки по операциям и т.п. в том числе по физическим лицам, не являющимся ИП, при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц, либо истребования у них документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 (п. 2 ст. 86 – с 01.01.2014).
Последствие: налоговые органы по сути получают расширенный контроль за финансовыми операциями, что ограничит возможность вывода денежных средств компаний на счета физических лиц и их обналичивания.
-
Обмен документами с налоговым органом
- у налогоплательщиков, которые представляют налоговые декларации в электронной форме, появится новая обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме документов, которые используются им при реализации своих полномочий, и передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в течение 6 дней со дня из отправки (п. 5.1 ст. 23 – с 01.01.2015). При этом в случае неисполнения этой обязанности в отношении некоторых документов (требования о представлении пояснений, документов, уведомление о вызове в налоговый орган) налоговый орган может приостановить операции по счетам (п. 3 ст. 76 – с 01.01.2015).
Последствие: возможность компаний распоряжаться денежными средствами на своих счетах по факту будет зависеть в том числе от отлаженности работы оператора телекоммуникационной связи, так как если документы в электронной форме из налоговой не будут получены, ответственность за это будет нести налогоплательщик. - при направлении налоговым органом документов по почте, они будут направляться только на адрес местонахождения организации, содержащийся в ЕГРЮЛ (п.5 ст. 31 – уже вступил в силу с 30.07.2013).
Последствие: у налогоплательщика пропадет возможность оспаривать в суде решения налогового органа в связи с тем, что он не был извещен надлежащим образом, направления документов налоговым органом только на юридический адрес организации уже будет являться надлежащим уведомлением.
- у налогоплательщиков, которые представляют налоговые декларации в электронной форме, появится новая обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме документов, которые используются им при реализации своих полномочий, и передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в течение 6 дней со дня из отправки (п. 5.1 ст. 23 – с 01.01.2015). При этом в случае неисполнения этой обязанности в отношении некоторых документов (требования о представлении пояснений, документов, уведомление о вызове в налоговый орган) налоговый орган может приостановить операции по счетам (п. 3 ст. 76 – с 01.01.2015).
-
Порядок взыскания недоимкиНедоимка, возникшая по итогам проверки и числящаяся более трех месяцев, может быть взыскана не только с проверяемого лица, но и с зависимых обществ в случае, если на их счета в банке поступает выручка основного общества (п. 2 ст. 45 – уже вступил в силу с 30.07.2013).
Последствие: у компаний будет меньше способов скрыть денежные средства и имущество. Если после проведенной проверки (или после назначения проверки) средства будут выведены в другие компании (зависимые напрямую или через промежуточные компании), недоимка все равно будет взыскана.
-
Представление налоговой декларацииНалоговые декларации должны будут представляться в налоговый орган в электронном виде, в том числе теми налогоплательщиками для которых такая обязанность предусмотрена второй частью НК (п. 3 ст. 80 – с 01.01.2014).
Последствие: С учетом изменений, внесенных в ч. 2 НК РФ, перечень налогоплательщиков, которые должны предоставлять отчетность в электронном виде расширен. Так, согласно внесенным изменениям с 01.01.2014, все налогоплательщики (налоговые агенты) НДС обязаны отчитываться по НДС по ТКС. Далее см. п. 2 настоящего Обзора.
-
Камеральная проверка
- При подаче уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, налоговый орган вправе в течение 5 дней требовать представления необходимых пояснений, обосновывающих изменения показателей декларации (аналогично при заявленной сумме убытка необходимо предоставить пояснения, обосновывающие размер полученного убытка) (п. 3 ст. 88 – с 01.01.2014).Если же такая уточненная декларация представляется по истечении 2 лет со дня, установленного для подачи, налоговый орган также вправе истребовать первичные документы, регистры налогового учета, на основании которых были сформированы показатели декларации до и после изменений (п. 8.3. ст. 88 – с 01.01.2014).
- При обнаружении расхождений в сведениях налоговой декларации по НДС и данными, которыми располагает налоговый орган, последний вправе будет истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8.1 ст. 88 – с 01.01.2015).
- Кроме того, в рамках камеральной проверки декларации по НДС, налоговый орган будет вправе осуществить доступ на территорию или в помещение проверяемого лица, а также произвести осмотр территории, помещений, документов и предметов, если будут выявлены расхождения, либо если заявлена сумма к возмещению (п.1 ст. 91, п. 1 ст. 92 – с 01.01.2015).
Последствие: расширены полномочия налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок, соответственно, по результатам данных проверок налоговыми органами будет собираться более полная доказательная база.
-
Истребование документовНалоговый орган будет вправе вне рамок проверок в случае обоснованной необходимости истребовать документы у любых лиц по интересующей его сделке (п. 2 ст. 93.1 – уже вступил в силу с 30.07.2013).
Последствие: любые лица, теперь обязаны предоставлять документы, интересующие налоговый орган. Ранее п. 2 ст. 93.1 НК РФ предусматривал лишь обязанность предоставления информации.
-
Штраф за непредставление декларации
Наложение штрафа будет распространяться не только на налогоплательщика, но и иных лиц (налогового агента) (п. 1 ст. 119 – с 01.01.2014).
Последствие: Теперь налоговые органы могут применить штраф по ст. 119 НК РФ не только к налогоплательщикам, но и к налоговым агентам.
Камеральная проверка. Узнайте больше про камеральную проверку от налогового инспектора. Проведение камеральной проверки: факты, слухи, де
[…] (с) Обзор изменений внесенных в НК РФ (часть I) Федеральным … […]
18 ноября 2013 в 22:43