Истребование документов, не касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика неправомерно
Количество просмотров 6183
Приветствую посетителей «Блога Фискала»!
Налогоплательщикам часто приходится сталкиваться с требованиями налоговиков, направленными на истребование документов, не касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Так, налоговиками часто истребуются документы у контрагента проверяемого налогоплательщика по его взаимоотношениям с его поставщиком или покупателем. Также не менее редкие случаи истребования документов у контрагента контрагента (поставщика поставщика) проверяемой организации. В связи с этим у многих возникает вопрос о правомерности подобных требований. Конечно, подобные требования не правомерны, и вот почему:
Согласно ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Таким образом, из положений ст. 93.1 НК РФ следует, что истребование документов, не касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика неправомерно. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой: Постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 N 5355/11 по делу N А55-10502/2010 , Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2012 по делу N А65-19100/2010, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2012 N Ф03-3794/2012 по делу N А37-2213/2011, Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2012 по делу N А55-21125/2010, Постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2012 по делу N А65-17818/2011, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2010 по делу N А56-73206/2009 (Определением ВАС РФ от 16.12.2010 N ВАС-16440/10 по данному делу), Постановление ФАС Московского округа от 19.09.2011 по делу N А40-1846/11-75-9, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2010 по делу N А46-6519/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2011 по делу N А56-35603/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.03.2011 по делу N А56-32621/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2011 по делу N А56-33391/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2010 по делу N А56-2758/2010 (Определением ВАС РФ от 09.03.2011 N ВАС-2015/11 по данному делу), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.03.2010 по делу N А56-41688/2009 (Определением ВАС РФ от 11.06.2010 N ВАС-7438/10 по данному делу), Постановление ФАС Уральского округа от 09.12.2011 N Ф09-8085/11 по делу N А60-10017/2011, Постановление ФАС Поволжского округа от 28.04.2011 по делу N А55-17604/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2011 по делу N А56-36253/2010, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2011 N Ф03-930/2011 по делу N А37-1474/2010, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2011 по делу N А43-10932/2010, Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2011 по делу N А65-18729/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 18.11.2011 N Ф09-7655/11 по делу N А50-2489/2011.
Стоит заметить, что согласно пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам. Поэтому, в случае если Вы получили требование о предоставлении документов, не касающихся деятельности проверяемого лица, документы можно не предоставлять.
Кстати, этот «прокол» заметили на самом высоком правительственном уровне и в 2013 году данным пробел в законодательстве предполагается исправить. Подробно об этом см. статью «Фискальный колпак»: Россия и Европа против уклонения от уплаты налогов.
сергей
данная норма еще актуальна?
отказывать в исполнении требований касающихся деятельности не проверяемого наолгоплательщика?
15 октября 2013 в 16:40
Фискал
Сергей, не совсем. Законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Теперь (с 30.07.2013) налоговый орган может вне рамок проверок истребовать не только информацию, но и документы у любых лиц по конкретным сделкам. Следовательно, документы по цепочке теперь налоговики могут истребовать руководствуясь этой нормой.
По теме см. п. 6 Обзора изменений внесенных в НК РФ Законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ.
16 октября 2013 в 0:06