Какие документы в первую очередь истребовать на проверке?
Количество просмотров 7185
В статье «Вопросы, которые нужно в первую очередь исследовать при выявлении налоговых рисков организации» я высказал свое мнение о том, какие вопросы необходимо исследовать при выявлении налоговых рисков организации, такие же вопросы необходимо исследовать налоговикам при проведении выездных налоговых проверок.
Напомню, что, по моему мнению, первыми на проверки должны быть исследованы вопросы наличия среди контрагентов организации фирм-однодневок, наличие схем уклонения от уплаты налогов, а так же крупные и специфические сделки. Сегодня я опишу документы, которые необходимо истребовать у налогоплательщика (клиента) и внимательно их изучить, что бы можно было выявить те самые основные и важные налоговые риски.
Перечень документов истребуемых для целей выявления схем уклонения от уплаты налогов и недобросовестных контрагентов:
- Бухгалтерскую и налоговую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движение денежных средств, налоговые декларации по налогу на прибыль и НДС, регистры налогового учета, книги покупок и книги продаж);
Тут, я думаю, излишни комментарии, наверно, все понимают, что отчетность нужна, что бы видеть общую картину, а так же видеть какие затраты организации относятся в состав расходов по налогу на прибыль и какие налоговые вычеты отражены в книге покупок.
- Запросы налоговых и правоохранительных органов поступающие в адрес Общества за последние 4 года;
Обязательно стоит посмотреть документы, которые истребовались правоохранительными и налоговыми органами и постараться понять, что они там хотели найти. То есть это один из первых ориентиров в направление работы по выявлению схем и однодневок.
- Акты, решения налоговых органов вынесенные в отношении Общества за проверяемый и предыдущий периоды;
Акты и Решения налоговых органов за предыдущие периоды покажут выявленные уже налоговиками косяки, нужно посмотреть повторяются ли они в текущем периоде. И особенно обратить внимание на такие моменты, когда налоговики в ходе проверки выявили, скажем, схему, но так как собрали плохую доказательную базу, «сняли» соответственные доначисления по решению. Скорее всего, в следующую проверку они будут делать упор на сбор нужной доказательной базы под эту схему, конечно если она длиться несколько налоговых периодов.
- Оборотно-сальдовые ведомости по сч. 60, 62, 76 в разрезе контрагентов за 2009, 2010 и проверяемый период2011 г. (нужно видеть по каждому контрагенту обороты);
По оборотно-сальдовым ведомостям выбираются крупные и подозрительные контрагенты, для того, что бы потом запросить документы по этим сделкам и внимательно изучить. Кроме крупных сумм, советую тут обратить внимание на «круглые» суммы и нулевые сальдо на начало и на конец периода. Допустим у вас контрагент «Однодневочка», по которому сальдо на начало периода нулевое, а обороты по дебиту и кредиту равны, скажем 15 000 000 руб.
Так же для отбора контрагентов можно использовать книги покупок, там можно смотреть и ИНН, соответственно видеть насколько компания «свежая». Сейчас стоит считать свежей компанию от 6-ки, т.е. если компания имеет ИНН скажем 77016…., то можно ее считать относительно «свежей» и чем выше эта цифра, тем компания «свежее».
- Журнал регистрации ценных бумаг;
Журнал регистрации ценных бумаг изучаем для того, что бы понять какие ценные бумаги компанией покупались, продавались или эмитировались.
- Акты взаимозачетов и корреспонденцию счетов 60-62, 60-76, 62-76;
В расчетах с фирмами-однодневками и в схематозе частенько применяются взаимозачеты, поэтому стоит посмотреть какие были взаимозачеты и попутно глянуть отражение НДС по взаимозачетам.
- Векселя, облигации, акции и иные ценные бумаги, приобретаемые, выдаваемые и реализуемые Обществом за проверяемый период, а так же договоры подтверждающие приобретение, выдачу и реализацию ценных бумаг;
Векселя и ценные бумаги часто применяются в схемах, а векселя и в расчетах с фирмами-однодневками, поэтому их и смотрим, с кем рассчитываемся, у кого покупаем, кому продаем. Кроме того обращаем внимание на правильность налогообложения сделок с ценными бумагами.
- Полный перечень взаимозависимых и аффилированных лиц, в т.ч. и физических, с пояснениями «степени» аффилированности;
Список нужен для того, что бы знать, кто является взаимозависимым или аффилированным лицом организации, соответственно запрашиваем документы и изучаем сделки с данными контрагентами.
- Финансово-хозяйственные договоры с взаимозависимыми и аффилированными лицами, которые действовали в проверяемый период;
Смотрим соответствие рыночным ценам, реальность сделок и вытекает ли из этого схемы уклонения от уплаты налогов.
- Финансово-хозяйственные договоры аутсорсинга, аутстафинга, займа, кредита и иные аналогичные договоры;
Аутсорсинг и аутстафинг, как и другие услуги часто бывают фиктивными, поэтому они нам интересны. При этом они сами по себе вызывают многие споры. Кредиты и займы так же не отделимая составляющая большого количества схем, поэтому смотрим когда к нам приходят кредитные деньги, под какой процент, кому и когда организация выдает займы. Ну и соответственно, смотрим ошибки в учете процентов по договорам кредита и займов.
- Документы, подтверждающие право на возмещение НДС (в случае если в проверяемом периоде Обществом подавались декларации на возмещение НДС);
Их стоит рассматривать в совокупности с решениями о возмещение или об отказе в возмещении НДС.
- Документы (договоры, акты, счета-фактуры, платежные документы) по крупным сделкам, совершаемым с одобрения.
Крупные сделки – крупный схематоз 😉
P.S.: А ТЫ ПОДПИСАЛСЯ НА РАССЫЛКУ СТАТЕЙ?
P.P.S.: Выберите услуги автокрана Liebherr LTM 1040 в Москве с почасовой арендой.
СЭМ
Такое понятие как фирма-однодневка сейчас встречается крайне редко. В основном это фирмы-транзитчики, действующие год-полтора с огромными оборотами и нулевой прибылью, с одним учредителем (он же директор и бухгалтер), без собственности, транспорта, зарег. по адр. массовой регистрации, исчезающие с учета в налоговом органе «по причине реорганизации». При анализе расчетных счетов таких контрагентов видно, что нет перечислений за аренду, коммунальные услуги, хозяйственные расходы. Зарплата единственного сотрудника минимальная. (причем, зачастую в ходе допросов несчастных работяг из глубинки-лже учредителей) выясняется, что они и зарплату-то эту не получали. Огромные суммы приходят от 3-4 организаций и уходят в этот же или на следующий день другим 3-4 организациям, от них — следущим 3-4 и т.д. и так до обналички. Такие «прокладосы» создаются реальными работодателями номинальных учредителей(см. выше работяг из глубинки).
28 апреля 2012 в 11:07