Креативные технологии ИФНС по выявлению занижения налогооблагаемой базы
Задача по выявлению заниженной налогооблагаемой базы решается в ИФНС в ходе камеральных налоговых проверок, на этапе отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок и непосредственно при проведении выездных налоговых проверок.
Помимо традиционных форм выявления заниженной налогооблагаемой базы, таких как анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, использование федеральных информационных ресурсов, сопровождаемых ФНС России, анализа сведений, поступающих из регистрирующих органов в порядке ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации, анализа сведений из внешних источников и других форм, ИФНС используются следующие формы выявления заниженной налогооблагаемой базы:
- анализ сведений о деятельности налогоплательщиков, полученных в ходе камеральных и выездных налоговых проверок контрагентов налогоплательщиков;
- анализ сведений, полученных в ходе исполнения поручений иных налоговых органов, направленных в порядке ст.93.1 Кодекса;
- ознакомление с судебными актами арбитражных судов, размещенными на официальных сайтах судов;
- анализ сведений о проведении торгов по муниципальным и региональным заказам, размещенным на сайтах органов, проводящих муниципальные и региональные закупки;
- мониторинг результатов закупок, размещенных на официальном сайте ОАО «Г.Пром», заказчиком по которым выступает градообразующее предприятие ООО «Г.Пром добыча Н»;
- анализ сведений, полученных в результате совместного с местными органами власти мониторинга постановки на налоговый учет и уплаты налогов в местные и региональный бюджеты организаций, осуществляющих деятельность на территории, подведомственной Инспекции.
В ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок производится сбор сведений о контрагентах-налогоплательщиках, которые принимают участие в сделках, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, сделках, проведение которых может свидетельствовать о взаимозависимости налогоплательщиков, об участии в схемах уклонения от налогообложения, таких как: осуществление расчетов наличными денежными средствами, векселями, заключение договоров переуступки права требований долга, заключение договоров безвозмездного пользования имуществом, аренды имущества с установленной арендной платой значительно ниже рыночной, или безвозмездной передачи имущества в аренду, выдачи беспроцентных займов, или займов, по которым сумма процентов значительно ниже размера процентов по кредитам, выдаваемым не финансовым организациям. Указанная информация в форме служебных записок с приложением копий первичных документов (при наличии) передается в группу предпроверочного анализа, созданную в отделе камеральных проверок с целью отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.
В указанную группу предпроверочного анализа передается также информация, полученная в ходе истребования у налогоплательщиков документов (информации) по поручениям, поступившим от налоговых органов в порядке ст.93.1 Кодекса, в случае установления по представленным налогоплательщиками-контрагентами документам выполнения работ, не соответствующих фактически осуществляемым видам деятельности; при стоимости выполненных работ на сумму более 15 млн. руб.; при подтверждении выполнения работ, поставке продукции налогоплательщиками, не предоставляющими отчетность или предоставляющими отчетность с нулевыми показателями. В указанных случаях в налоговый орган-инициатор истребования документов в сопроводительном письме направляется предложение об уведомлении Инспекции о фактах расхождений отражения в налоговом учете проверяемого налогоплательщика сделок с участием контрагента, состоящего на налоговом учете в Инспекции. В случае выявления таких расхождений группа предпроверочного анализа осуществляет взаимодействие с налоговым органом-инициатором до вынесения им решения по результатам налоговой проверки, или до рассмотрения дела в суде последней инстанции в случае обжалования решения налогового органа в судебном порядке.
Группой предпроверочного анализа производится ознакомление с судебными актами, размещенными на сайтах арбитражного суда N-ской области Восьмого арбитражного апелляционного суда, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, принятыми по результатам рассмотрения хозяйственных споров с участием налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в ИФНС, с целью установления сделок, по которым получены доходы, не включенные налогоплательщиком в налогооблагаемую базу.
Так, по результатам такого ознакомления с судебными актами было установлено выполнение тремя налогоплательщиком работ, по которым налогооблагаемая база по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость была занижена на общую сумму в размере 120 млн. руб. При этом в указанных судебных разбирательствах налогоплательщики в качестве истцов с целью взыскания в судебном порядке с заказчика задолженности за указанные работы сами доказывали факт выполнения ими работ, по которым налогооблагаемая база была занижена.
В целях установления обстоятельств, свидетельствующих о занижения налогооблагаемой базы, группой предпроверочного анализа на систематической основе производится также ознакомление с новостными материалами, размещенными на официальных сайтах Прокуратуры N-ской области и Управления внутренних дел по N-ской области. С использованием сведений, размещенных на указанных сайтах, в течение 2008-2010 годов установлено занижение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость на общую сумму в размере более 100 млн. руб.
Так, на сайте прокуратуры N-ской области в ноябре 2009 года было размещено новостное сообщение о том, что Прокуратурой г. Н. при проведении плановой проверки соблюдения законов работодателями, использующими труд иностранных рабочих, был выявлен факт нарушения требований Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» индивидуальным предпринимателем Ивановым А.А., который, осуществляя предпринимательскую деятельность, привлек к трудовой деятельности иностранных граждан без уведомления в установленном порядке Департамента занятости и Управления Федеральной миграционной службы.
В апреле 2010 года в ходе камеральной проверки сведений по форме 2-НДФЛ, представленных предпринимателем Ивановым А.А. за 2009 год, было установлено, что сведения о выплате доходов иностранным гражданам за 2009 год предпринимателем не представлены. Инспекцией был направлен запрос в Управление Федеральной миграционной службы о представлении материалов по административному производству, возбужденному в отношении предпринимателя Иванова А.А. в 2009 году. Из полученного протокола об административном правонарушении следовало, что предпринимателем в 2009 году были привлечены к трудовой деятельности 7 иностранных граждан.
В связи с изложенным предприниматель на основании пп.4 п.1 ст. 31 Налогового кодекса был приглашен в Инспекцию для дачи пояснений по установленным обстоятельствам. После явки в Инспекцию предпринимателем представлены сведения о выплатах в 2009 году семи иностранным гражданам дохода на общую сумму более 300 тыс. руб. Сумма удержанного налога с указанных выплат была перечислена предпринимателем в бюджет после сдачи указанных сведений.
Также на сайте прокуратуры N-ской области было размещено новостное сообщение о том, что приговором суда к уголовной ответственности за невыплату заработной платы привлечен генеральный директор ООО «ПГС» за невыплату в 2008 году заработной платы по месту нахождения обособленного подразделения в другом муниципальном образовании на территории N-ской области. Вместе с тем, налогоплательщиком было представлено уведомление о закрытии в 2007 году указанного обособленного подразделения. В связи с изложенным, руководитель организации был опрошен в качестве свидетеля в рамках камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года. После допроса налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по НДС, в которой налогооблагаемая база была увеличена на 88 млн. руб. По документам, полученным у заказчика по требованию, направленному в последствии Инспекцией в порядке ст.93.1 Налогового кодекса, подтверждено выполнение работ в 4 квартале 2008 года по месту нахождения обособленного подразделения на сумму 88 млн. руб.
На сайте прокуратуры N-склй области было размещено новостное сообщение о том, что прокурора г. Н. обратилась в декабре 2010 года в суд с иском к индивидуальному предпринимателю о возложении обязанности привести арендуемый им земельный участок в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Ранее, городской прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что используемый предпринимателем земельный участок не благоустроен, на нем находятся пищевые и твердые бытовые отходы, следы сжигания мусора. Судом исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. На предпринимателя возложена обязанность привести арендуемый им земельный участок в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
По результатам проведенных по указанному информационному сообщению контрольных мероприятий установлено, что в 2009 году по складу, расположенному на указанном земельном участке, индивидуальным предпринимателем представлялись декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по деятельности «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов». В 2010 году по указанному объекту предпринимателем представлялись нулевые декларации в связи с прекращением, по сведениям, представленным налогоплательщиком, осуществления розничной торговли в указанном складском помещении. Но из информационного сообщения прокуратуры следовало, что деятельность на складе осуществлялась и в 2010 году. В ходе камеральной налоговой проверки путем истребования документов в порядке ст.93.1 Кодекса у контрагентов, которые в 2009 году осуществляли закупку товаров у указанного предпринимателя с названного склада, было установлено осуществление в нем аналогичного вида деятельности и в 2010 году.
По результатам ознакомления со сведениями, размещенными на сайтах муниципальных и региональных органов власти N-ской области, где в режиме публичного доступа размещена информация о государственном и муниципальном заказе N-ской области, установлено заключение муниципальных контрактов на поставку товаров организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими только систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по виду деятельности «осуществление розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли».
В ходе выездных налоговых проверок указанных налогоплательщиков установлено, что согласно условиям муниципальных контрактов на поставку товаров для муниципальных нужд налогоплательщики принимают на себя обязательства выполнить для муниципальных нужд услуги, связанные с поставкой товаров в номенклатуре, количестве и по ценам, указанным в сертификации.
В муниципальных контрактах указано, что цена контракта установлена на основании протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсах.
Согласно условий заключенных контрактов в цену контрактов входит поставка и доставка товаров непосредственно в адрес муниципальных учреждений.
Оплата осуществляется на основании протоколов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсах путем перечисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщиков в форме предоплаты от стоимости месячной заявки, оставшаяся часть стоимости поставки оплачивается в течение 10 дней после представления счета-фактуры и накладной, подтверждающей выполнение поставки.
В соответствии с протоколами оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсах установлен срок поставки товара по контрактам.
С учетом вышеизложенного по результатам выездных налоговых проверок был сделан вывод о том, что сумма дохода, полученного по муниципальным контрактам на поставку товаров для муниципальных нужд, неправомерно признана налогоплательщиками как доходы, полученные от розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли», так как договоры были оформлены как договоры поставки, приобретаемый товар не предназначался для личного, семейного, домашнего или иного использования. Реализация товаров по муниципальным контрактам для обеспечения деятельности муниципальных учреждений не может быть признана розничной торговлей, поскольку сам процесс заключения и исполнения соответствующего контракта не является продажей товаров в розницу, т.е. договор заключается не путем публичной оферты со стороны продавца, а наоборот, контракт заключается на условиях покупателя – муниципального заказчика, реализация товара происходит не через магазин индивидуального предпринимателя, муниципальные контракты предусматривают поставку товаров в течение определенного срока, что также является признаком договора поставки.
Правомерность позиции Инспекции подтверждена постановлениями Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июня 2010 г. по делу №А33-19961/2009, от 12 августа 2010 г. по делу №Ф03-4785/2010, от 17 июня 2010 г. по делу №А33-19960/2009, от 17 июня 2010 г. по делу №А33-19959/2009, от 26 августа 2010 г. по делу №А33-19037/2009.
В результате указанных нарушений установлено занижение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость и единому социальному налогу у индивидуальных предпринимателей, налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость у организаций на общую сумму 150 млн. руб.
Кроме того, по результатам ознакомления со сведениями, размещенными на сайтах муниципальных и региональных органов власти N-ской области, где в режиме публичного доступа размещена информация о государственном и муниципальном заказе N-ской области, установлено заключение контракта налогоплательщиком, доходы за исполнение которого не были включены в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в сумме 18 млн. руб.
Градообразующим предприятием г. Н. является ООО «Г.Пром добыча Н», которое выступает в качестве заказчика в 30-ти процентах выполняемых налогоплательщиками, состоящими на налоговом учете в Инспекции, работ, оказываемых услуг. Инспекцией на постоянной основе осуществляется мониторинг результатов закупок, размещенных на официальном сайте ОАО «Г.Пром», заказчиком по которым выступает ООО «Г.пром добыча Н». По результатам указанного мониторинга было установлено, что победителем открытого конкурса со сроками выполнения до конца 2009 года работ по текущему ремонту и благоустройству на территории филиала ОАО «Г.Пром» — пансионат «Мир» был признан налогоплательщик, состоящий на налоговом учете в Инспекции. Вместе с тем, в декларациях по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль доходы от выполнения указанных работ налогоплательщиком не отражены, что повлекло занижение налогооблагаемой базы на 30 млн. руб.
ИФНС совместно с администрацией муниципального образования Н-ского р-на на постоянной основе производится работа по выявлению организаций, осуществляющих деятельность на территории района без постановки на налоговый учет в Инспекции и (или) уплаты налогов в бюджеты муниципальных образований, территориально расположенных на территории района, и бюджет N-ской области. Указанная работа производится в форме совместных выездов сотрудников администрации и ИФНС на месторождения углеводородного сырья, расположенные на территории района, в трассовые поселки, в которых расположены линейно-производственные управления ООО «Г.Пром Т Ю», выступающего заказчиком до 20% объемов работ, выполняемых налогоплательщиками, состоящими на налоговом учете в ИФНС.
Участие сотрудников ИФНС в указанных выездах осуществляется на основе письменных обращений администрации муниципального образования Н-ского р-на. Организацию выездов (обеспечение транспортом, решение организационных вопросов по проживанию во время выездов) осуществляет Администрация. Выездам предшествует совместная работа Администрации и ИФНС по предварительному установлению на территории р-на организаций, осуществляющих деятельность по месту нахождения обособленных подразделений без постановки на учет в Инспекции, или без уплаты налогов в местные и региональный бюджеты. Так, в ходе встреч с представителями инвесторов, заказчиков, генеральных подрядчиков, субподрядчиков Администрацией осуществляется сбор информации об организациях, осуществляющих деятельность на территории района. В дальнейшем указанная информация направляется в Инспекцию для проверки факта постановки на налоговый учет указанных организаций по месту нахождения обособленных подразделений и уплаты налога на доходы физических лиц. Выезды осуществляются по фактам установления осуществления деятельности без постановки на налоговый учет или по фактам ведения деятельности через обособленные подразделения без уплаты налога на доходы физических лиц.
В ходе указанных выездов при содействии организаций, являющихся заказчиками работ, выполняемых на указанных месторождениях, а также администраций трассовых поселков проводятся встречи с представителями фирм-подрядчиков, осуществляющих работы на территории Н-ого р-на. В ходе указанных встреч осуществляется сбор информации об организациях, осуществляющих деятельность на территории, администрируемой ИФНС, а также проводится разъяснительная работа о необходимости постановки на налоговый учет по месту осуществления деятельности и уплаты налогов в бюджеты муниципальных образований и бюджет N-ской области.
Эффективность указанных мероприятий по установлению организаций, фактически осуществляющих деятельность на территории, администрируемой ИФНС, заключается в получении информации об осуществлении деятельности в местах выполнения работ непосредственно у рабочих и младшего административно-технического персонала (прорабов, мастеров, начальников участков, бригадиров, старших смен и т.д.), что обеспечивает достоверность указанной информации, а также, в случае необходимости, возможность ее документирования путем получения письменных пояснений в ходе указанных выездов или впоследствии путем проведения допросов указанных представителей организаций в рамках камеральных проверок.
В течение 2009 и 2010 годов Инспекцией совместно с представителями Администрации муниципального образования Н-ого р-н осуществлено 12 выездов на месторождения углеводородного сырья, расположенные на территории района, а также в трассовые поселки, по результатам которых выявлено осуществление деятельности без постановки на учет в Инспекции 20-ти организациями. В результате предпринятых в дальнейшем действий в отношении указанных организаций обеспечена постановка их на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений на территории Н-ого р-на, а также уплата налога на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования Н-кий район в сумме более 110 млн. руб. Кроме того, установлено выполнение работ налогоплательщиками, состоящими на налоговом учете в Инспекции, доходы по которым не были отражены в первичных налоговых декларациях по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость на сумму 60 млн. руб. По указанной сумме заниженной налогооблагаемой базы налогоплательщиками были представлены уточненные налоговые декларации.
Рыночная или остаточная стоимость имущества учитывается при продаже акций учредителем, которые были оплачены имуществом? | Блог Фискала -
[…] В случае реализации акций налоговая база по налогу на прибыль определяется как разница между […]
15 Декабрь 2011 в 0:31