Должная осмотрительность в отношении контрагента как один из способов защиты налогоплательщика от претензий налоговых органов

Оставить комментарий

Количество просмотров 7192

Рубрики

»

В настоящее время выездные налоговые проверки являются наиболее эффективным мероприятием налогового контроля для пополнения бюджета.

При этом большую часть налоговых правонарушений, которую налоговые органы описывают в актах выездных налоговых проверок, составляют схемы взаимодействия налогоплательщиков с т.н. «фирмами – однодневками» (около 75%).

Суть описываемых схем сводится к тому, что непосредственно контрагент, либо контрагенты контрагента (может быть несколько звеньев), не уплачивают налоги, не сдают отчетность, не располагаются по заявленным адресам, имеют «массовых» учредителей и руководителей и т.п.

Претензии налоговых органов сводятся к тому, что вследствие осуществления финансово-хозяйственной деятельности с фирмой–однодневкой налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду в виде налогового вычета по НДС и увеличения расходов по налогу на прибыль, и причина этому – непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента.

«А зачем мне это делать? Ведь мы добросовестные налогоплательщики, все правильно оформленные документы у нас имеются в бухгалтерии, проводки отражены! За неправомерные действия контрагента мы не можем нести налоговой ответственности, поскольку статьей 3 Налогового кодекса РФ установлена презумпция добросовестности налогоплательщика! Обязанность налогоплательщика-покупателя проверять порядочность поставщика не предусмотрена ни налоговым, ни иным законодательством»!

Правильно! Не отвечаете! Не предусмотрена!

Вместе с тем, в 2006г в Российской Федерации реализована судебная доктрина учета операций в соответствии с их действительным экономическим смыслом (приоритет существа над формой), сформированная в отношении налогоплательщиков, которые извлекают необоснованную налоговую выгоду, и изложенная в п. п. 2, 3 и 7 постановления Президиума ВАС РФ от 12.10.06 г. № 53.

Исходя из вышеуказанной доктрины, даже если у налогоплательщика имеется полный комплект правильно оформленных документов, подтверждающий право на применение налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль, данный факт не гарантирует автоматического подтверждения этого права налоговыми органами в ходе проведения ими налоговых проверок.

Так, необоснованная налоговая выгода может быть выявлена, если налоговым органом доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

По данной категории споров с момента выхода вышеуказанного постановления ВАС РФ сформировалась достаточно обширная арбитражная практика.

Решения судов в пользу налогоплательщиков мы оставим вне рамок данной статьи. Интересным будет рассмотреть доводы судей в поддержку налоговиков, поскольку доказательство «не проявления должной осмотрительности» – задача исключительно налоговых органов (см., например, Определения ВАС РФ от 23.04.2010г № ВАС-4409/10, от 29.03.2010г  № ВАС-3146/10,  от  31.03.2010г № ВАС-3351/10):


1. Организация обязана проявлять необходимую осмотрительность при совершении сделок. При осуществлении предпринимательской деятельности, которая в силу ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) осуществляется на свой риск, лицо должно проявить достаточную осмотрительность и проверить правоспособность контрагента, наличие у него необходимой государственной регистрации. Поскольку в гражданские правоотношения субъекты хозяйствования вступают по своей воле и в своем интересе, руководствуясь принципом свободы договора, установленном ст. 421 ГК РФ, налогоплательщик должен был проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых отношений.

2. Согласно Федеральному закону от 26.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. Поскольку гражданским законодательством РФ не установлено иное, налогоплательщик не лишен права затребовать от контрагента по договору доказательства, подтверждающие достоверность сведений, изложенных в представленных документах.

3. Налогоплательщик, планирующий осуществить сделку с организацией или индивидуальным предпринимателем, вправе потребовать у партнера сведения, не составляющие коммерческую тайну в силу ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»: копии учредительных документов, копию свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии лицензий, решений, приказов, подтверждающих право руководителя контрагента подписывать документы.

4. Неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее такие сделки, и они не могут быть перенесены на федеральный бюджет посредством уменьшения налоговых обязательств и осуществления необоснованных выплат. В случае недобросовестности своих контрагентов покупатель (заказчик) несет определенный риск не только по исполнению гражданско-правовых договоров, но и в рамках налоговых правоотношений, поскольку в силу требований налогового законодательства он лишается возможности произвести налоговые вычеты, либо воспользоваться льготным порядком исчисления налогооблагаемой базы, ввиду отсутствия надлежаще оформленных первичных бухгалтерских документов.

Даже судьи одного из самых лояльных к налогоплательщикам Московского арбитражного округа зачастую встают на сторону налоговых органов (см. постановления ФАС Московского округа от 16.03.2010г. № КА-А40/1895-10-2; от 02.03.2010г. № КА-А40/847-10 по делу № А40-43403/09-129-230, от 06.05.2010 г. № КА-А40/4174-10 и др.).

Как видим, право проявлять осмотрительность при заключении гражданско–правовых сделок, предоставленное ГК РФ и рядом Федеральных законов, «безболезненно» для бюджета РФ Высшим арбитражным судом РФ вменено налогоплательщикам в обязанность.

Таким образом, поставщика нужно проверять, чтобы:

- обезопасить себя от возможных претензий налоговых и правоохранительных органов, связанных с исключением из расходов сумм затрат по налогу на прибыль и непризнанием по НДС к вычетам сумм, уплаченных недобросовестному поставщику;

- для подтверждения реальности взаимоотношений с поставщиком и подготовки доказательственной базы для возможного налогового спора в случае, если налоговые органы выявят у контрагента признаки фирмы – однодневки;

- обезопасить себя от возможных негативных гражданско-правовых последствий, связанных с поставкой товаров (работ, услуг) от неблагонадежного поставщика;

- сохранить доброе имя (деловую репутацию) компании.

В настоящее время способов, методов и средств проявления должной осмотрительности предостаточно. Налогоплательщики подчас проявляют неординарность в выборе средств и способов подтверждения своей должной осмотрительности.

Наиболее распространенным способом является получение заверенного пакета документов от самого поставщика: копии правоустанавливающих и регистрационных документов, таких как устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе вашего поставщика, решения учредителей, приказы о назначении должностных лиц контрагента (доверенности на их подписание), копии паспорта руководителя контрагента, справка об отсутствии задолженности перед бюджетом и т.п.


На практике, некоторые налогоплательщики требуют от некоторых контрагентов нотариального заверения такого пакета документов.

Также, возможно обратиться с официальным запросом в ИФНС по месту регистрации Вашего поставщика, и запросить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) о факте регистрации данного лица. При этом важен сам факт обращения предприятия, а не факт получения ответа из налогового органа, как такового.

Предварительная проверка контрагента может быть проведена с использованием информационного ресурса, размещенного на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru и сайтов Управлений ФНС России по субъекту РФ.

Далее предлагаем некоторые другие неординарные способы проверки контрагентов:

- проверить поставщика по специализированным коммерческим интернет – сервисам;

- проверить наличие офиса, телефонов, штата сотрудников, рекламных материалов, сайта (по их наличию или отсутствию можно судить о «реальности» существовании контрагента);

- проверить адрес, указанный в документах вашего поставщика, на предмет его включения либо не включения в список адресов «массовой регистрации» на сайте ФНС России;

- проверить факт выдачи контрагенту лицензии на сайтах соответствующих государственных органов, выдающих эти лицензии (если наличие лицензий у контрагентов предусмотрено законодательством РФ).

- проверить наличие дисквалифицированных лиц в исполнительном органе и в штате юридического лица согласно сайту ФНС России;

- запросить у поставщика копии бухгалтерской и налоговой отчетности с отметкой налогового органа за последний месяц или квартал (это позволит установить, отчитывается ли контрагент в налоговых органах, и имеются ли у него активы на балансе).

- получить информацию об отчетности по данным Росстата на сайте www.gmcgks.ru;

- направить официальный запрос в правоохранительные органы о возможной дисквалификации гражданина, сведений о потери (кражи) у него паспорта на момент подписания документов (минусом данной процедуры будет является ее длительность во времени);

- проверить сведений об иностранных гражданах и действительности паспортов (сервис в режиме on-line на сайте Федеральной Миграционной Службы РФ);

- поиск в информационно–правовых базах, на сайте Арбитражного суда РФ и в интернете информации об отзывах, жалобах и судебных решениях с участием контрагента.

Заметим, что применяя данные способы в совокупности друг с другом, налогоплательщик увеличивает шансы отстоять свою правоту в суде перед налоговыми органами.

Самсонова Людмила Игорьевна

Управляющий партнер

Консалтинговое объединение ФАКТОР ГРУПП

Сазанский Виталий Валерьевич,

Старший консультант по налогам, сборам и бухгалтерскому учету

Консалтинговое объединение ФАКТОР ГРУПП

* Статья впервые опубликована в журнале «Семинар для бухгалтера»

Фактор Групп

 

Похожие статьи на тему «Проверки»:

Комментариев (7)

  1. Аноним

    Если сделка реально совершена, то бремя доказывания о недействительности сделки лежит на нал органах.
    Зачастую в информ ресурсах также бывают ошибки, в адреса массовой рег-ии попадают также бизнес-центры.

    21 Февраль 2011 в 23:24

  2. Фискал

    В НК РФ, предусмотрена презумция невиновности, поэтому бремя доказывания всегда лежит на налоговых органах. А вот в Англии, например, наоборот налогоплательщик должен доказать свою невиновность.

    С бизнес-центрами в Москве вообще все очень позитивно… Они практически все весят в базах как адрес массовой регистрации))

    22 Февраль 2011 в 15:31

  3. Терра

    имхо, главное — потребуйте у того, кто представляет интересы контрагента, доверенность, и приказ о назначении руководителя

    23 Февраль 2011 в 0:26

  4. 123

    - налоговая система Англии давно сформировалась, а нашей до не еще далеко, да и впрочем судебная тоже
    — тогда в этом случае (нал-ик должен доказывать свою невиновность) наша Дума должна принять законопроект от Торг. пром палаты РФ о наказании долж лиц налог органов за вынесение решений, отмененных судом (по кр. мере, в 2007г у ТПП были такие предложения, думцы, м.б., посчитали, что в этом случае придется всех налоговиков привлекать к отв-ти?)

    23 Февраль 2011 в 16:19

  5. Koly

    Наиболее распространенным способом является получение заверенного пакета документов от самого поставщика: копии правоустанавливающих и регистрационных документов, таких как устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе вашего поставщика, решения учредителей, приказы о назначении должностных лиц контрагента (доверенности на их подписание), копии паспорта руководителя контрагента, справка об отсутствии задолженности перед бюджетом и т.п.

    1 Июль 2011 в 17:35

Ваш комментарий

Администрация УКМО // Страница не найдена
Администрация УКМО // Страница не найдена

Страница не найдена



© 2016 Администрация УКМО


Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27