Жалобы физических лиц поданные в ФНС России в 2010 году
Граждане: физические лица и предприниматели – это особая категория налогоплательщиков, с которыми работают налоговые органы. Возможно, некоторые из них не совсем компетентны в вопросах налогообложения, но в тоже время эта часть налогоплательщиков, которая отстаивает свои личные «кровные» интересы, и естественно, что в этом они проявляют большую активность. Кроме того, довольно многие обращения заявителей, поступающих в вышестоящие органы, свидетельствуют о некомпетентности и грубости работников налоговых органов, а также о неисполнении или о превышении ими своих служебных полномочий.
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дано определение понятию обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган. Однако, некоторые работники налоговых органов считают необязательным вовремя, качественно и доступно ответить на вопросы, задаваемые посетителями инспекций, что зачастую влечет неумышленные нарушения налогоплательщиками законодательства, и в дальнейшем эти вопросы становятся предметом рассмотрения споров с вышестоящими организациями. Законом и Налоговым кодексом прямо установлено, что обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному, объективному, всестороннему и своевременному рассмотрению. Налоговый орган – это сервисный аппарат, который должен предоставить качественную информационную и консультационную услугу, имеющую однозначную трактовку строго в сроки, установленные вышеуказанными законодательными актами, а также Административным регламентом ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 №9н.
Примеры поступивших жалоб
В Федеральную налоговую службу в течение 2010 года поступили жалобы от троих заявителей на действия инспекции одного из регионов. Как следует из материалов жалоб, Инспекцией были нарушены установленные налоговым законодательством Российской Федерации сроки и порядок проведения и оформления камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, представленных Заявителями.
По результатам проведенных камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, Заявителям в связи с приобретением квартир в строящихся домах, Инспекция предоставила имущественный налоговый вычет в размере, указанном в налоговых декларациях Заявителей.
Инспекцией по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (которые были проведены с большим нарушением сроков), в адрес Заявителей были направлены уведомления о предоставлении имущественного налогового вычета и подтвержден возврат уплаченного налога на доходы физических лиц с одновременным указанием на неправомерность заявленного налогоплательщиками вычета. В результате, Инспекцией необоснованно перечислены на расчетный счет Заявителей денежные средства по налогу на доходы физических лиц.
В дальнейшем Инспекция приняла решения о проведении выездных налоговых проверок указанных граждан, по результатам которых дополнительно был исчислен не только налог на доходы физических лиц, но и пени.
В каждом случае налогоплательщиками обжаловались действия Инспекции в Управление, однако это не повлекло улучшения ситуации по представлению налоговых вычетов физическим лицам, и не исключило претензий к инспекции по несоблюдению порядка проведения налоговых проверок.
Ситуация, в которую Инспекция неоднократно ставит налогоплательщиков налога на доходы физических лиц, неправомерно предоставляя имущественный налоговый вычет и возвращая налог на доходы физических лиц из бюджета, а следующими контрольными мероприятиями отменяя предыдущие свои же решения, является вопиющим нарушением прав налогоплательщиков и свидетельствует о злоупотреблении процедурными полномочиями налоговым органом.
Другой пример того, как Управлением не только не рассматривались причины появления отдельных жалоб, но и производились действия, способствовавшие дальнейшим нареканиям со стороны заявителя. Кроме того, действия регионального Управления вызвали также нарекания со стороны центрального аппарата ФНС России в связи с некачественной, неполной и недостоверной информацией, отраженной в заключении по жалобе.
В центральный аппарат ФНС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя. Из материалов дела следует, что Инспекций была проведена выездная налоговая проверка Заявителя. Решение по указанной проверке обжаловано им в Управление. Управлением апелляционная жалоба удовлетворена полностью без пояснения причин отмены с «сухой» формулировкой: «документы, исследованные инспекцией в ходе проведения выездной налоговой проверки, не подтверждают факт получения предпринимателем дохода от продажи незавершенного строительством объекта». При этом, надо отметить, что доход от продажи незавершенки – основная, но не единственная причина доначислений по выездной проверке, однако, других причин отмены в решении по аппеляционной жалобе Управлением не приводится. Затем, Управлением, в порядке контроля за деятельностью Инспекции, проведена повторная выездная налоговая проверка Заявителя, по результатам которой принято решение с доначислением сумм налога на доходы физических лиц и пени. Согласно принятому Управлением решению заявителем не исчислен и не уплачен налог на доходы физических лиц с дохода, полученного от реализации незавершенного строительством объекта.
Кроме того, в представленном заключении по жалобе Заявителя, Управлением не отражены причины отмены решения инспекции, основания назначения повторной выездной налоговой проверки, не указаны новые доказательства и документы, выявленные при проведении повторной выездной налоговой проверки, подтверждающие вину Заявителя.
Таким образом, указанные процессуальные, методические и исполнительские нарушения Управления могли существенно повлиять на правильность выводов по жалобе заявителя.
Вместе с тем, анализ рассмотрения споров с физическими лицами свидетельствует, что есть и положительные примеры контрольной работы налоговых органов, основанные на информации подразделений досудебного аудита региональных управлений.
Пример
В ходе рассмотрения материалов жалобы, ФНС установлено, что Инспекцией были проведены выездные налоговые проверки указанных лиц. Решения по указанным проверкам были отменены по причине недостаточной доказательной базы и нарушения процедуры проведения контрольных мероприятий инспекцией.
Управление, проведя анализ материалов выездных налоговых проверок, а также предпроверочный анализ деятельности Общества и индивидуального предпринимателя, пришло к выводу о взаимосвязанности их хозяйственных отношений, а также необходимости проведения повторных выездных налоговых проверок в отношении указанных лиц, с одновременным назначением выездной налоговой проверки еще одного индивидуального предпринимателя, имеющего непосредственное отношение к указанным субъектам предпринимательской деятельности.
В результате, Управлением одновременно назначены повторные выездные налоговые проверки индивидуального предпринимателя и Общества, дано задание другой Инспекции региона о назначении выездной налоговой проверки еще одного индивидуального предпринимателя – участника схемы, а также определены необходимые формы и методы контрольных мероприятий с целью получения качественной и обоснованной доказательной базы.
В результате, удалось выявить схемы движения товара (автотранспортных средств) без передачи права собственности, с участием взаимозависимых организаций и предпринимателей, согласованность действий всех ее участников, направленных на создание видимости осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и сделать вывод и о недобросовестности действий индивидуальных предпринимателей и Общества с доначислением соответствующих сумм налогов, пени и штрафов.
Таким образом, установлено, что деятельность указанных индивидуальных предпринимателей и Общества осуществлялась по одному юридическому адресу, учредителями Общества являются указанные индивидуальные предприниматели, всеми плательщиками заключены однотипные договоры на поставку автомобилей. Удалось собрать доказательства, что фактически реализация Обществом автомобилей в адрес индивидуальных предпринимателей не производилась, поскольку указанные автомобили напрямую реализованы Обществом другим физическим лицам по гораздо более высокой цене.
В результате установлено, что принимая денежные средства от физических лиц за реализованные автомобили и выдавая им квитанции к приходным ордерам, Общество занижало выручку в кассовой книге, карточке счета 50 «Касса», а также в бухгалтерской и налоговой отчетности. Управлением собраны доказательства, что доход от реализации автотранспортных средств физическим лицам не только неправомерно отражался в журналах кассира-операциониста индивидуальных предпринимателей, но и сумма реализации не соответствовала фактическим обстоятельствам. Доказано, что денежные средства прогонялись по банковским счетам предпринимателей и возвращались на расчетный счет Общества для создания видимости хозяйственных операций, выявлен формальный документооборот и согласованность действий взаимозависимых лиц.
Таким образом, Управление, в рассматриваемом случае, проведя качественный предпроверочный анализ, а также, исследовав причины ненадлежащего проведения выездных налоговых проверок Инспекцией, провело большую работу по организации и сбору доказательной базы с целью подтверждения схемы, направленной на минимизацию налогов ее участниками (только опросов физических лиц проведено 650).
В статье использованы материалы семинара ФНС России (докладчик Тарасова Е.В.)
Фискал
Интересный пример. Но мне кажется не типочный… Обычно в таких жалабах всякая ересть о том, что не отвечают по телефону и т.д.
9 Февраль 2011 в 12:14
Николай Снег
Согласен. На то они и физики =)
9 Февраль 2011 в 22:42
айгуль
Ересь-не ересь…а от управы и Москвы за такие жалобы налоговикам сильно достается…да вообще, из-за любой мелочи…и сильно портят статистику показателей налоргана
10 Февраль 2011 в 19:48
Sofy
Коллеги, помогите, пожалуйста, в ступоре от НДФЛ, его один раз только проверяла и то года 3 назад, а ситуаций много и они очень не стандартные, например: оплата безналом покупки авто за физика, не являющегося сотрудником предприятия, возврат по договорам займа физикам, не работникам, а договоров нет и т.п. Если есть мнения, напишите, пожалуйста.
Кстатит оценка с точки зрения обложения ОПС и ЕСН тоже приветствуется. Спасибо.
31 Июль 2011 в 20:50
любовь
обращаюсь к вам по такому вопросу -живём на одном участке земли и дом и земля в собственность оформлены по одному адресу . Но налог за землю присылают как по совсем другому.Всё в сельсовете оформлено правильно. Почему на просьбы сельсовета налоговая присылает уведомление платы называя не верный адрес.Что предпринять .Адрес СЕЛЬСОВЕТА Танзыбей ул.Мира .Ермаковский район.Налоговая находится в пос. шушенское.
20 Март 2012 в 11:38