Истребование документов у налогоплательщика
С 2010 года пунктом 5 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации установлены ограничение в части возможности повторного истребования налоговыми органами документов (Федеральный закон 137-ФЗ).
В соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» положения пункта 5 статьи 93.1 Кодекса в новой редакции применяются в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2011 года. Согласно данного пункта:
«Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 Кодекса».
В свою очередь, в формулировку пункта 5 статьи 93 Кодекса добавлены слова «иные мероприятий налогового контроля»:
Изменение правовой нормы в части ограничения прав налоговых органов по истребованию документов (информации), по мнению ФНС России, не внесло принципиальных изменений в действующий порядок истребования документов. У ФНС России единая позиция по данному вопросу (была сформирована после совместных обсуждений с Правовым управлением ФНС России).
Запрет на повторное истребование документов распространяется на документы:
- истребованные при проведении налоговых проверок в рамках статьи 93 Кодекса;
- а также, представленные налогоплательщиком в налоговый орган в рамках статей 80 и 165 Кодекса.
- в рамках статьи 93.1 мы ограничены только в истребовании документов ранее истребованных в соответствии со статьей 93 Кодекса в ходе проведения налоговых проверок.
Изначально, с момента ввода в опытную эксплуатацию федерального информационного ресурса «Истребование документов» ФНС России придерживалась позиции, что пункт 5 статьи 93 Кодекса необходимо распространять и на статью 93.1 Кодекса.
Но с июля 2010 года с внесения изменений в приказ ФНС России от 01.03.2010 № ММ-7-6/89@ «О проведении опытной эксплуатации ФИР «Истребование документов….» — внесение реквизитов истребованных документов в федеральную картотеку документов носит инициативный порядок и остается на усмотрение руководителей налоговых органов.
В ходе опытной эксплуатации и по ее результатам было получено большое количество замечаний к программному продукту. Многие замечания были исправлены.
В 2011 году программное обеспечение будет и дальше дорабатываться. Уже сейчас в ФНС России согласовывается очередное дополнение к описанию постановки задачи ФИР «Истребование документов».
Данным дополнением предусмотрено много доработок, основные из них касаются:
- обработки запросов на представление документов (информации), имеющихся у налогового органа;
- возможности автоматизированной корректировки пользователем сведений о документах, отправленных в МИ ФНС России по ЦОД;
- автоматизированного формирования пользователями предложений о внесении изменений в справочник ФНС России «Документы, подлежащие хранению в электронном хранилище, а также документы, полученные налоговыми органами при осуществлении налогового контроля», утвержденным приказом ФНС России от 21.10.2009 № ММ-7-2/517@, так называемый — СХИД;
- формирования и группировки сведений об истребовании документов по «цепочке» контрагентов.
Количество истребованных документов
Основной проблемой, возникающей при истребовании налоговыми органами документов, является количество истребуемых документов.
Уже давно сложилась практика, когда вместе с Решением о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику вручалось Требование о представлении документов практически на все первичные документы и счета-фактуры налогоплательщика за 3 предшествующих года.
И, соответственно, сведения о всех этих документах необходимо вносить в ФИР «Истребование документов» в целях исключения их повторного истребования.
Вместе с тем, (в соответствии и с учетом положений пункта 3.1. статьи 100 Кодекса) к акту выездной налоговой проверки в качестве доказательственной базы прилагается незначительная часть истребованных документов.
В целях исключения подобных ситуаций ФНС России были разработаны и рекомендованы к использованию в работе формы Уведомлений о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Необходимо отметить, что ФНС России постоянно ведется работа по оптимизации процесса истребования документов.
В частности, в настоящее время рассматривается вопрос о целесообразности организации потокового сканирования истребованных документов в рамках статьи 93.1 Кодекса у налогового органа – исполнителя и дальнейшего направления сканированных образов документов в налоговый орган – инициатор в электронном виде.
Согласно проведенному анализу, принимая во внимание суммы затрачиваемых финансовых средств на пересылку документов в бумажном виде по почте, а также количество листов истребованных документов (за 1 полугодие 2010 года — 17 051 616 документов на 60 627 508 листах, более 55 млн. руб., = или порядка 0,91 руб. за один пересланный лист) и суммы финансовых средств, необходимые для полного технического оснащения налоговых органов Российской Федерации — организация потокового сканирования истребованных документов (порядка 84 млн. руб.) , должна окупиться в течение года.
Кроме того, в случае организации вышеназванного процесса истребования документов в рамках статьи 93.1 Кодекса копии истребованных документов будут оставаться в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика и могут быть использованы в ходе мероприятий налогового контроля без запроса их у налоговых органов, куда ранее они были направлены в бумажном виде.
В статье использованы материалы семинара ФНС России (докладчик Нисифоров А.А.)
Закорючка
Ха, а где они возьмут сканеры для «потокового» сканирования? Уже второй год действует запрет на повторное истребование документов, а технику так и не закупили.
13 Февраль 2011 в 21:11
Николай Снег
Вроде в этом году осваивать будут.
14 Февраль 2011 в 8:35
Как не надо было приватизировать ГУП “Автодор” | Блог Фискала - коллективный блог о налогах и налоговом контроле
[…] территории налогоплательщика, направлены запросы по истребованию документов у 45 организаций, осуществлено взаимодействие с […]
15 Июнь 2011 в 22:56
Дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК, ДОПы), от А до Я! | Блог Фискала - коллективный блог про налоги и налоговый контроль
[…] мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос […]
14 Декабрь 2012 в 10:20