Обзор результатов досудебного урегулирования споров на стадии рассмотрения жалоб за 2010 год

Оставить комментарий

Количество просмотров 1909

Рубрики

»

Наибольшую долю (39%) составляют жалобы на решения, вынесенные по результатам камеральных налоговых проверок, 28% — на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов (в частности, по принудительному взысканию недоимки, зачету (возврату) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов), 21% — на решения, вынесенные по результатам  выездных налоговых проверок.

Проведенный анализ поступивших  жалоб по видам налогов показал, что наибольшая доля приходится на жалобы по налогу на добавленную стоимость (56%).

В отчетном периоде средний процент удовлетворения жалоб по количеству уменьшился на 5%, по оспариваемым суммам – на  7%.

Анализ удовлетворенных жалоб по видам налогового контроля показал, что наибольшую долю составляют:

— жалобы на решения, вынесенные по результатам выездных налоговых проверок (32%),

— на решения, вынесенные по результатам камеральных налоговых проверок  (32%).

В 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 12% доля жалоб, удовлетворенных по такой причине как недостаточность доказательной базы (38% от числа всех удовлетворенных жалоб), что свидетельствует о недостаточном качестве проведения налоговых проверок и контрольных мероприятий.

В числе удовлетворенных за 2010 год доля жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов составляет 17% (78 жалоб), что больше на 5 % по сравнению с 2009 годом. Это, в первую очередь, связано с ненадлежащей организацией в Инспекциях работы с налогоплательщиками, а также не соблюдением требований ст. 46, 47, 48, 78 и 176 НК РФ.

Жалобы по вопросам государственной регистрации, удовлетворенные Управлением за 2010 год, составляют 10% (53 жалобы) в общем числе удовлетворенных жалоб, что  больше на 4 % по сравнению с 2009 годом. Рост числа удовлетворенных жалоб данной категории обусловлен, в том числе, несоблюдением Межрайонной ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу сроков предоставления сведений из ЕГРЮЛ, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

За анализируемый период удовлетворено 26 жалоб (6% от общего числа удовлетворенных жалоб) в связи с допущенными Инспекциями процессуальными нарушениями, из них:

— в 18 случаях нарушена процедура рассмотрения материалов камеральных и выездных налоговых проверок (14 – по камеральным налоговым проверкам, 4 – по выездным налоговым проверкам),

— в 3 случаях – нарушена процедура при рассмотрении акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом нарушении,

— в 5 случаях допущено нарушение процедуры при производстве по делу об административном правонарушении.

В 6 случаях (из 14) нарушение процедуры рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок выразилось в том, что Инспекции по результатам проверки обоснованности заявленного в декларациях по форме 2-НДФЛ имущественного налогового вычета в случае частичного отказа в предоставлении вычета, которое не ведет к уменьшению суммы, подлежащей возврату, не извещали налогоплательщиков о выявленных нарушениях и не принимали решения о частичном отказе в предоставлении вычета. При заявлении налогоплательщиком оставшейся суммы имущественного налогового вычета в последующих налоговых периодах Инспекциями принимались решения об отказе налогоплательщикам в вычетах, что является нарушением п.8 ст. 101 НК РФ, т.к. вменяемые налогоплательщикам нарушения выявлены при камеральных проверках деклараций за предыдущие налоговые периоды. Тем самым, налогоплательщики были лишены возможности представить возражения по вновь выявленным фактам, свидетельствующим о налоговом нарушении.

В 3 случаях (из 4) нарушение процедуры рассмотрения материалов выездных налоговых проверок заключалось в том, что в оспариваемых решениях налогоплательщикам вменялись новые эпизоды налоговых нарушений, не зафиксированные в актах выездных налоговых проверок либо была изменена квалификация налогового нарушения по сравнению с актом.

Нарушения процедуры при рассмотрении актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом нарушении и при производстве по делу об административном правонарушении заключаются в том, что проверяемое лицо не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения актов или материалов по делу об административном правонарушении.

Нарушения процессуальных требований и сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также порядка рассмотрения материалов проверки и принятия решений по ним является недопустимым, поскольку даже при правильной квалификации совершенного правонарушения и достаточности доказательной базы, влечет за собой отмену оспариваемого акта.

В связи с удовлетворением жалоб по причине недостаточности доказательной базы, неполного проведения мероприятий налогового контроля, допущенных процессуальных нарушений Управлением направлено в  Инспекции 84 поручения установить причины допущенных нарушений и виновных должностных лиц, на основании которых Инспекциями проведено 40 служебных проверок, по результатам которых на должностных лиц Инспекций, допустивших нарушения, наложено 21 дисциплинарное взыскание,  проведено 13 совещаний с сотрудниками контрольного блока.

В связи с выявленными при рассмотрении жалоб нарушениями, отделом досудебного аудита инициированы служебные проверки в отношении 2 заместителей начальников Инспекций и 1 начальника Инспекции. По результатам проведенных проверок наложено 2 дисциплинарных взыскания.

В статье использованы материалы Управления ФНС России по Санкт-Петербургу и отчеты представленные инспекциями Санкт-Петербурга.

***

На заметку, proofreading и проверка перевода направлен на приведение текста в соответствие стилистическим нормам языка на который переводится текст.


 

 

Похожие статьи на тему «Новости»:

Комментариев нет

No comments yet.

Ваш комментарий



Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27