Об обороте лома и отходов цветных и черных металлов
Количество просмотров 10721
От кого: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНПРОМТОРГ РОССИИ)
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
Кому: Федеральная налоговая служба Российской Федерации
от 23.09.2010 № АД-10509/05
«Об обороте лома и отходов цветных и черных металлов»
В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация лома и отходов цветных металлов с 2008 года, а лома и отходов черных металлов с 2009 г. освобождена от налога на добавленную стоимость.
Мониторинг, проведенный в 2008-2010 г.г. Некоммерческим партнерством «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии» (далее — Совет) показал, что отмена НДС на реализацию лома цветных и черных металлов оказала оздоравливающее влияние на рынки этой продукции.
Сократилось количество лицензиатов, осуществляющих заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов, сократилось количество перепродаж одного и того же лома. Это свидетельствует об упразднении схем хищения НДС в процессе обращения данного товара.
Значительно упростилось администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.
Однако, по мнению Совета, полностью с незаконным возмещением НДС в данной сфере не удалось.
Основным способом уклонения от уплаты НДС со стоимости лома и отходов является приобретение их предприятиями, использующими лом и отходы для производства нового товара, под видом различных изделий или продукции, поставляемых с НДС. Также недобросовестными участниками рынка применяются поставки с НДС сплавов в чушках и слитках неизвестного происхождения без сертификатов качества производителя для повторного переплава в металлургическую продукцию.
Эти действия приводят к вытеснению с рынка крупных и технологически передовых предприятий в связи с невозможностью их участия в недобросовестной конкуренции при закупках сырья.
В связи с этим, Минпромторг России направляет аналитическую справку, подготовленную Советом, просит довести данную информацию до сведения территориальных органов ФНС России и рекомендует подготовить инструктивный материал по методам выявления и пресечения действий недобросовестных участников рынка, извлекающих необоснованную налоговую выгоду путем незаконного манипулирования понятиями «лом и отходы» и «изделия» с последующим созданием фиктивного входного НДС и его хищением через фирмы — однодневки.
Заместитель Министра : А.В. Дементьев
Аналитическая справка о состоянии рынка вторичных металлов
после отмены НДС на лом
Москва
Сентябрь 2010 г.
В течение 2008 — 2010 г.г. Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии (далее — Совет) осуществляет мониторинг ситуации на рынке металлического лома и вторичных цветных и черных металлов.
В результате мониторинга установлено, что отмена НДС на лом цветных и черных металлов оказала оздоравливающее влияние на рынки этой продукции. Например, за 2008 год на 28 % сократилось количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. Это произошло в основном в таких регионах, как Московская область (снижение числа лицензиатов на 24), Москва (снижение на 84), Ленинградская область (снижение на 79), Санкт-Петербург (снижение на 101), Ростовская область (снижение на 16), Республика Башкортостан (снижение на 25), Свердловская область (снижение на 21).
За 2009 год количество лицензиатов по данному виду деятельности снизилось еще на 24 %. Эти факты свидетельствуют о прекращении функционирования схем хищения НДС, основанных на многократных перепродажах лома с хищением налога через фирмы-однодневки. По данным статистики в 2007 году в некоторых субъектах федерации среднее количество перепродаж одного и того же лома цветных металлов доходило до 8 раз, а в 2008 и 2009 годах снизилось до 1,5 раз. Такая ситуация характерна, например, для Республики Башкортостан, для Ленинградской и Калужской областей и др.
В 2007 году при потреблении в целом по Российской Федерации 884 тыс., тонн алюминиевого лома количество проданного лома составило 2065 тыс. тонн, в 2008 году 761 и 1206 (соответственно), а в 2009 году 419 и 786 (соответственно). Все это свидетельствует об упразднении схем хищения НДС в процессе обращения данного товара.
Администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов значительно упростилось в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.
Однако полностью исключить хищения НДС в данной сфере не удалось. По оценке Совета, суммы уклонения от уплаты НДС только при реализации вторичных алюминиевых сплавов за 2008 год составили около 1,1 млрд., рублей, а за 2009 г. около 580 млн., рублей, что с учетом падения цен на лом и сплавы в тоннаже превышает уровень 2008 года.
При этом основным способом уклонения от уплаты НДС со стоимости лома и отходов является приобретение их предприятиями, использующими лом и отходы для производства нового товара, под видом различных изделий или продукции, поставляемых с НДС. Зачастую предприятия — производители вторичных металлов сами не покупают сырье для своего производства, а выпускают продукцию по договорам переработки. В большинстве подобных случаев заказчиками по таким договорам выступают фирмы-однодневки, которые даже не имеют лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома цветных или черных металлов и формируют себе фиктивный входной НДС, оформляя лом под видом продукции, поставляемой с налогом.
Например, все чаще встречаются случаи поставки лома под видом бывших в употреблении изделий, а также обработанного лома под видом новой продукции (дробленый лом, сепарированный лом, пакеты из лома и т.п., выпускаемые по техническим условиям и поставляемые с НДС). Это подтверждается данными статистической отчетности по форме 14-МЕТ (лом). Согласно этим данным количество алюминиевого лома, использованного для производства продукции, за 2009 год снизилось в 1 ,8 раза по сравнению с предыдущим годом, в то время как фактический объем производства вторичных алюминиевых сплавов снизился только на б %.
Также недобросовестными участниками рынка применяются поставки с НДС сплавов в чушках и слитках неизвестного происхождения без сертификатов качества производителя для повторного переплава в металлургическую продукцию. Переплавом вторичного алюминия неизвестного происхождения занимаются, например, такие предприятия, как ЗАО «ЗАЛ» (Алтайский край), ЗАО «УЗЦМ» (Республика Башкортостан), ЗА»АПР» (Пензенская область) и другие.
Однако действующим законодательством дано четкое определение лома и отходов цветных и (или) черных металлов. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года М 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к ним относятся ((пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий».
Понятие отходов дается также в пункте б статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации: «в целях настоящей главы под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению».
Таким образом, основными показателями, характеризующими лом и отходы цветных и (или) черных металлов, согласно действующему законодательству являются утрата исходных потребительских свойств изделий и направление их использования. При этом следует учитывать, что согласно действующей нормативной документации лом и отходы цветных и черных металлов предназначены для производства металлургической продукции (стали, чугуна, сплавов в чушках и слитках, отливок, ферросплавов, порошков, прокатов и др.).
Обработка лома и отходов цветных и черных металлов с целью получения пакетов из лома, дробленого лома, сепарированного лома и т.п. не меняет назначения их использования и не придает им потребительских свойств какой-либо другой продукции. Таким образом, обработанный указанными способами лом не перестает быть ломом и должен поставляться без НДС.
В то же время сплавы цветных металлов в чушках и слитках, поставляемые без сертификатов качества производителя и используемые для повторного переплава, должны поставляться как лом, поскольку основным потребительским свойством такой продукции является ее химический состав. Отсутствие сертификата качества, в котором указан химический состав, и использование сплава для повторного переплава с целью получения металлургической продукции говорит о том, что сплав не имеет присущих ему потребительских свойств и используется по тому назначению, для которого должен применяться лом. И конечно же, не вызывает сомнений то, что металлы и сплавы в чушках, слитках и других формах должны поставляться как лом без НДС в том случае, если они признаны некондиционными (бракованными).
То же самое относится и к изделиям, бывшим в употреблении. Если они не используются по своему прямому назначению в связи с утратой потребительских свойств, они должны относиться к категории лома и отходов. Например, банки из-под прохладительных напитков, поставляемые на металлургические предприятия для переплава, никак не могут считаться бывшими в употреблении изделиями. Их повторное использование по прямому назначению невозможно, то есть эти изделия полностью утратили свои потребительские свойства. А использование их для переплава с целью производства металлургической продукции только подтверждает тот факт, что этот материал является ломом цветных металлов.
Совет обеспокоен также тем фактом, что доля незаконных манипуляций с НДС участников рынка, связанных с переработкой лома и отходов цветных металлов, не падает. Их действия уже частично привели к вытеснению с рынка некоторых крупных и технологически передовых предприятий в связи с невозможностью их участия в недобросовестной конкуренции при закупках сырья. В случае недостаточного внимания к этой проблеме мы рискуем в недалеком будущем оказаться в положении, когда в нашей стране место профессиональных и технологически развитых предприятий по металлургической переработке лома и отходов цветных металлов займут кустарные производители, не способные выпускать качественную продукцию для других отраслей промышленности Российской Федерации.
Применительно к производству вторичных алюминиевых сплавов можно отметить, что фактически все материалы, загружаемые в печи, кроме легирующих добавок (кремний, первичный магний, первичный никель, лигатуры и т.п.) и флюсов, относятся к лому и отходам цветных металлов и должны приобретаться налогоплательщиками без уплаты НДС.
При производстве меди и некоторых сплавов на ее основе, свинца, цинка и других металлов и их сплавов, а также изделий из них, производители могут частично вовлекать в производство первичные материалы. В связи с этим, при рассмотрении налоговых деклараций производителей этих металлов и изделий из них в спорных ситуациях считаем необходимым рекомендовать налоговым органам назначать техническую экспертизу по вопросу правомерности отнесения тех или иных видов исходного сырья, использованного при производстве продукции, к категории лома и отходов цветных и черных металлов или сырья, являющегося готовой продукцией и правомерно приобретаемого производителями с уплатой НДС.
Практика показывает, что территориальные органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации не всегда выявляют и пресекают действия недобросовестных участников рынка, извлекающих необоснованную налоговую выгоду путем незаконного манипулирования понятиями «лом и отходы» и «изделия» с последующим созданием фиктивного входного НДС и его хищением через фирмы — однодневки. Налоговые органы на местах в большинстве случаев не имеют достаточных навыков для контроля за законностью приобретения сырья с НДС производителями вторичных цветных металлов.
В связи с этим Совет считает, что назрела необходимость издания Федеральной налоговой службой РФ инструктивных материалов по выявлению фактов формирования фиктивного входного НДС при производстве вторичных металлов и предотвращения хищений НДС в данной сфере.
Директор НП
«Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлурги»
Д.С.Пузанов
Автор статьи: ПрофессоR, налоговый инспектор из Уральского округа
Коллега
В НП и не догадываются, вероятно, даже, сколько контор отказалось от использования льготы, чтобы дальше играть с НДС.. Хотя описанные факты, по всей видимости, и имеют место быть в силу осведомленности в ситуации на рынке специалистами своей отрасли, причины приводимой статистики надо искать в другой плоскости.. Идея подана довольно интересная, можно использовать в двух направлениях: 1) при возмещении — отказывать в начисленном НДС по такой «переработке» и соответственно в вычетах (ст. 170 НК РФ), что приведет к отказу в возмещении налога, т.е. свести декларацию к нулю; 2) отказывать в вычетах нормальным переработчикам, которые приобретают «продукцию переработки лома» с формально начисленным НДС однодневками и серыми фирмами.
23 декабря 2010 в 0:30