О налогообложение НДС бонусов (премий, скидок) и о том, как ФНС использовать это в контрольной деятельности

Оставить комментарий

Количество просмотров 13037

Рубрики

»

       В этом году разгорелись большие споры вокруг вопроса налогообложения НДС бонусов (скидок, премий) представляемых дистрибьюторам. В результате трактовка норм НК РФ изменилось и если ранее бонусы не облагались НДС, о чем были письма Минфина 2006 и 2007 г., то в этом году стало ясно, что бонусы неразрывно связанные с расчетами за товар облагаются НДС.

       Конечно, я не могу в своих статьях обойти столь важное изменение и поэтому в данной статье я подробно расскажу про налогообложение НДС премий (бонусов) представляемых продавцом (производителем) сетям (дистрибьюторам). А в конце статьи опишу свое мнение о том, как это использовать налоговой службе в контрольной деятельности.

       Все началось со спора в конце 2009 г. между налоговиками (МИ ФНС России № 9 по Новгородской области) и ООО «Дирол Кэдбери» по налогообложению НДС премий выплачиваемых сетям, который был рассмотрен в Определение ВАС РФ № ВАС-11175/09 от 08.10.2009 г. После Определения ВАС данной темой сильно озадачилось  X5 Retail Group и развернуло целую налоговую войну за НДС со своими поставщиками. В связи, с чем тема налогообложения НДС бонусов (премий) выплачиваемых сетям получила сильный резонанс в СМИ. Обо всем этом в статье по порядку.

       Как следует из Определения, налогоплательщик в проверяемый период реализовывал товары через сеть дистрибьюторов. В договорах купли-продажи (поставки) заключенных между ООО «Дирол Кэдбири» и дистрибьюторами прописано положение о том, что в целях мотивации дистрибьюторов к увеличению объемов закупаемого товара, увеличению доли рынка товара, развития дистрибьюции товара, а так же укрепления платежной дисциплины устанавливаются система скидок с цены товара (система бонусных скидок). Скидка предоставляется дистрибьютору по результатам работы в процентном соотношении к объему проданного товара за определенный период.

       В ходе проверки ООО «Дирол Кэдбири» налоговики сделали вывод о том, что налогоплательщиком не правомерно не облагал премии (скидки, бонусу) предоставляемые им дистрибьюторам налогом на добавленную стоимость, в результате чего им занижена налогооблагаемая база по НДС на сумму предоставленных премий (бонусов).

       В Определение ВАС РФ № ВАС-11175/09 от 08.10.2009 по данному вопросу судьи пришли к выводу, что ретроспективные скидки (бонусные скидки), являются скидками, не изменяющими цену товара. Свой вывод судьи объяснили тем, что данные скидки определялись налогоплательщиком в процентном отношении от общей стоимости всех проданных товаров за предыдущий период, а в договорах отсутствует указание на первоначальную цену товара и цена, сформирована с учетом предоставленных покупателю скидок.

       По мнению ВАС РФ, при рассмотрении вопроса налогообложения НДС бонусов (ретроскидок) предоставляемых дистрибьюторам следует учитывать положение пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39, п. 2 ст. 153, п. 4 ст. 166 НК РФ. Из положений указанных статей НК РФ следует, что, независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса – дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а так же независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при определении налогооблагаемой базы сумма выручки подлежит с учетом скидок, а в случае необходимости – корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг).

       Таким образом, по мнению ВАС РФ, скидки, предоставляемые налогоплательщиком дистрибьюторам, неразрывно связаны с реализацией товара, следовательно, налогоплательщик правомерно уменьшил цену реализации товара, корректируя соответствующую налогооблагаемую базу при исчислении НДС.

       После данного Определения ВАС РФ в прессе [1] появилась информация о том, что Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) известила поставщиков, что они обязаны увеличить предоставляемые ей объемные скидки на размер НДС, то есть на 18%.

       До данного Определения ВАС РФ поставщики работали с сетями, принимая во внимание позицию Минфина по вопросу налогообложения премий. Согласно письмам Минфина от 28.09.2006 и от 26.07.2007, премии, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров (например, за включение товарных позиций в ассортимент магазинов), не облагаются НДС.

       В связи с тем, что ВАС постановил, что бонусные скидки связаны с реализацией товара и являются просто коррекцией отпускной цены, на дистрибуторов и ритейлеров легла дополнительная налоговая нагрузка, так как они не больше не могут возвращать из бюджета НДС в размере 18% от скидки на стоимость приобретенного товара. Что бы избежать таких потерь на НДС компания Х5 стала требовать НДС со своих поставщиков, что вызвало бурю негодования с их стороны.

       Чуть позже было опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09 по делу ООО «Дирол Кэдбери», в котором позиция судей осталась такой же, как и в вышеупомянутом Определение ВАС РФ по этому делу.

       Пресса [2] продолжала информировать общественность о войне Х5 с поставщиками: Алкогольные компании, поставщики X5, обратились за разъяснениями по поводу начисления налогов на скидки, которые ритейлерам предоставляют поставщики в Минфин. На запрос алкогольных компаний Минфин ответил, что налог на ретробонус начисляться не должен, если он выражается не снижением отпускных цен на товар, а дополнительным вознаграждением, которое поставщик дает торговой сети за определенный объем проданной продукции.

Минфина ответил алкогольным компаниям письмом от 30.03.3010, в котором указал, что если поставщик предоставляет ритейлеру премию за определенный объем проданного товара без изменения его цены или скидку с цены уже реализованного товара, то бонус не должен облагаться НДС. То есть Минфин не изменил свою позицию, которую он излагал в письме от 26.07.2007 г.

       В то же время, по мнению Минфина, совсем другое дело, если поставщик предоставляет ритейлеру товар по сниженной цене, как это было в случае с «Дирол Кэдбери». В письме Минфин указывает, что налогоплательщики так же могут добровольно исполнять Постановление ВАС РФ по делу ООО «Дирол Кэдбери» либо при принятии в отношении этих лиц решения арбитражного суда по конкретному делу».

Х5 прокомментировало мартовское письмо Минфина следующим образом:

       Из Постановления ВАС РФ, следует, что не существует таких скидок, которые не уменьшали бы цену товара, а поэтому позиция изложенная Минфином – игра слов и фактически еще раз подтверждает позицию суда. ВАС РФ определяет политику судебной системы, и раз он принял такое решение, то суды по любым искам налоговиков также будут принимать подобные решения.

       ФНС России также не обошло стороной проблему налогообложения НДС бонусов и выпустило письмо от 01.04.10 № 3-0-06/63 с разъяснениями по данному вопросу. В данном письме ФНС указало, что премии и бонусы неразрывно связанные с расчетами за поставленные товары облагаются НДС, а премии и бонусы не связанные с расчетами за поставленные товары не облагаются НДС.

Конечно, такая шумиха и неразбериха не могла на этом закончиться и вскоре налоговики (МИ ФНС России № 9 по Московской области) выиграли дело по доначисленым на бонусы НДС у ООО «Леруа Мерлен Восток» (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2010 № А40-23888/10-142-103, Постановление девятого апелляционного суда  от 11.10.2010 № 09АП-23253/2010). В связи с этим, по моему мнению, налоговой службе в ближайшие 2 года необходимо провести выездные налоговые проверки и доначислений НДС на бонусы всех крупных сетевиков. В то же время крупным налогоплательщикам, которые не облагали бонусы неразрывно связанные с НДС я рекомендую самостоятельно подать уточненные налоговые декларации, в которых начислить НДС на такие бонусы. Это позволит избежать возможных налоговых претензий и штрафных санкций. Потому как даже если Контрольное Управление ФНС России не поручит провести целенаправленные проверки крупных  сетевиков, скорее всего налоговых претензий все равно не избежать, т.к. налогоплательщиков имеющих признак крупнейшего в любом случае проверяют минимум раз в три года.


[1] — Статья «Х5 начислила налог на поставщиков» на сайте газеты «Комерсантъ»

[2] — РБК daily от 31.03.2010

 

Похожие статьи на тему «Налоговые споры»:

Комментариев нет

No comments yet.

Ваш комментарий



Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27