Посмотреть все новости

Администрирование налоговых платежей эстрадных исполнителей: США и Великобритания


27 Янв 2011 | Автор: Николай Снег | Количество просмотров 1 248

РУБРИКИ » Новости

Сравнительный анализ результатов налогового контроля в России и развитых странах в отношении артистов и иных участников концертного бизнеса, свидетельствует о том, что либо в России участники шоу-бизнеса намного честнее перед бюджетом, чем их зарубежные коллеги, либо имеющиеся в нашем распоряжении механизмы контроля не позволяют схватить «за руку» недобросовестных налогоплательщиков творческих профессий. Кроме того, поскольку в бюджетах развитых стран удельный вес поступлений по подоходному налогу превышает в несколько раз значение аналогичного показателя в России, налоговый контроль «богатых и знаменитых» граждан, например, в США, Германии, является одним из приоритетов для соответствующих налоговых служб.

В силу специфики концертного бизнеса в России экспертные оценки его емкости сильно различаются, хотя в среднем речь идет о сумме, близкой к 4 млрд. долларов в год. По сравнению с развитыми странами размер отечественного рынка концертно-зрелищных мероприятий и в абсолютном, и в относительном выражении весьма невелик. Его удельный вес в мировом объеме оценивается на уровне 1,5%. Однако, учитывая ограниченный круг его основных участников, доходы последних (в том числе артистов) по сравнению с другими группами населения оказываются чрезвычайно высокими.

Современная практика организации проведения концертно-зрелищных мероприятий построена в основном на активное включении в хозяйственный оборот фирм не в полной мере исполняющих свои налоговые обязательства что, позволяет артистам и другим участникам бизнеса успешно маскировать получаемые доходы и относительно безболезненно уклоняться от уплаты налогов.

Вместе с тем, в практике налогового контроля развитых стран, лидирующих в мировом рейтинге по объему концертного рынка (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания), национальными фискальными органами отработаны наиболее эффективные механизмы выявления доходов артистов и участников процесса организации концертно-зрелищных мероприятий. Конечно, даже самая успешная зарубежная система налогового контроля не может на 100% гарантировать отсутствие уклонений от уплаты налогов, однако масштабы этих уклонений в развитых странах значительно меньше, чем в России.

В США контроль за уплатой налогов осуществляет Служба внутренних доходов, СВД (Internal Revenue Service, IRS), которая входит в состав Министерства СВД выполняет функции налоговой полиции и наделена полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов.

Ни один популярный артист в мире не может обойтись без технологий снижения налогового бремени. Вопрос заключается в том, насколько они легальны. К очевидно нелегальным схемам относится использование преимуществ оффшорных зон.

Так, в США участились случаи, когда высокооплачиваемые профессионалы нанимаются на временную работу компаниями, расположенными в Андорре, Гонконге, Лихтенштейне, Панаме, Сингапуре, на Бермудских островах. При этом лицо пользуется своими средствами в полном объеме с использованием кредитных карт, а налог на большую часть дохода уменьшается.

Другая схема – повышение декларируемых затрат за счет оплаты нематериальных товаров и услуг, оказываемых зарегистрированными в оффшорных зонах компаниями, которые могут фактически отсутствовать или предоставляться по очевидно завышенным ценам.

Основными критериями при выборе объекта для проверки являются:

  • общественный резонанс дела;
  • вопиющие нарушения закона;
  • профилактический эффект раскрытия правонарушения;
  • соответствие годовому плану.

Кроме того важным аспектом является соразмерность предполагаемых результатов проверки с планируемыми затратами на ее проведение.

При принятии решения о назначении расследования исследуется следующая информация:

  1. сбор информации в СМИ;
  2. анализ внутренних баз данных СВД;
  3. обмен информацией с другими правоохранительными органами;
  4. анализ данных из единой информационной системы;
  5. опрос осведомителей;
  6. получение информации из иностранных государств;
  7. визуальный осмотр дома, офиса, недвижимости или личного имущества для идентификации личности.

Определение соответствия налоговых обязательств в США осуществляется двумя методами: прямым методом, подразумевающим, что налогоплательщик сотрудничает с налоговым органом и представляет все истребованные документы, а определение адекватности налоговых отчислений осуществляется на основе получения информации из банка и от контрагентов и косвенным методом, соответственно, когда налогоплательщик отказывается сотрудничать с налоговыми органами. Косвенный метод в свою очередь можно разделить на: метод доказательства на основе данных о капитале и имуществе в этом случае процесс расчета налогооблагаемого дохода состоит во первых из определения стоимости имущества налогоплательщика на начало и конец налогового периода, средств на счетах в банках, наличных денежных средств, затем налоговый орган самостоятельно применяет вычеты и льготы, а далее сравнивает расчетные показатели с задекларированными. Второй способ определения налоговых обязательств косвенным путем основан на выявлении несоответствия произведенных расходов полученным доходам и третий способ определения налоговых обязательств основан на оценке изменения банковских депозитов. Метод банковских депозитов основан на простом допущении, что получив доход, человек может деньги потратить, хранить или положить на депозит. Если источники, не приносящие дохода, исключаются, оставшиеся расходы наличных средств, депозиты и прирост наличности на руках будут равны скорректированному валовому доходу.

Одним из существенных преимуществ системы налогового контроля в США перед российской системой является возможность использования различных методов доказывания доходов налогоплательщиков: прямых и косвенных. В отношении артистов и участников организации концертно-зрелищных мероприятий особенно актуальным является применение косвенных методов, поскольку прямых свидетельств, тем более, документированных, как правило, не встречается.

Другим очевидным преимуществом, которое на порядок усиливает налоговой контроль в США, являются расширенные полномочия по проведению криминальных расследований фактов (подозрений) уклонения от уплаты налогов.

В Великобритании с 2004 года введена в действие программа «Раскрытия схем уклонения от уплаты налогов». По программе, любой, кто участвует в продвижении схемы уклонения от уплаты налогов должен раскрывать схему налоговым органам в течение пяти дней. Если человек сам разработал и применил схему, он обязан раскрыть ее в течение 30 дней со дня применения. Это позволяет налоговым властям принять решение по схеме, которую они считают незаконной или неприемлемой, на ранней стадии, не прибегая к сложным и длительным законодательным процедурам.

В 2007 года налоговыми органами Великобритании была учреждена Программа раскрытия информации о средствах в оффшорных зонах. Налогоплательщикам, имеющим скрытый доход на счетах в оффшорных банках, было предоставлено время для заявления ими намерения произвести полное раскрытие информации и уплате всей суммы налоговой задолженности, процентов и штрафов.

Необходимо отметить, что контроль за налогообложением артистов эстрады за рубежом существенно облегчается тем, что функции агентов артистов эстрады как правило выполняют профсоюзные организации, устанавливающие минимальные ставки заработной платы; минимальные ставки суточных при концертных турах, повышающие и понижающие коэффициенты, а также максимальные ставки агентского вознаграждения.

В статье использованы материалы семинара ФНС России (докладчик П.А.Бобров)

Рекомендуем другие статьи о налогах:

СПРАВОЧНИК НАЛОГОВЫХ

Оставь свой отзыв о налоговой!

Комментариев и отзывов: 5 на «Администрирование налоговых платежей эстрадных исполнителей: США и Великобритания»

  1. Автор: Фискал на 28 Янв 2011

    Спасибо, очень хорошая статья!!

    На самом деле “богатых и знаменитых” у нас проверять нельзя… Они у нас на особых условиях и для действий в отношение знаменитых людей нужна политическая воля.
    У меня был случай когда нам нужно было допросить Диму Билана, мы собственно подготовили повестку и отнесли на подпись начальнику инспекции… Нам не подписали, сказав коронную фразу “а кабы оно че не вышло…”

  2. Автор: Женя на 31 Янв 2011

    У наших налоговиков на порядок меньше полномочий, чем у американских коллег, судя по этой статье.

  3. Автор: Фискал на 31 Янв 2011

    В данном случае – проверка звезд эстрады. Более важно не то, что полномочий мало… Тут проблема в том, что руководства ИФНСок боится шума..

  4. Автор: Женя на 31 Янв 2011

    Согласен, шума боятся.
    А у них звёзды наоборот – приоритетное и важное направление работы. Гражданин видит, что не только он платит, но даже богатые и знаменитые не исключение.

  5. Автор: Николай Снег на 31 Янв 2011

    Согласен с Фискалом.

        

Оставить комментарий (отзыв)

Это не спам.

Введите свой e-mail, чтобы получать оповещения о новых комментариях

-->


Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27