Камеральная налоговая проверка: порядок проведения и оформления результатов || Выездная налоговая проверка: истребование документов

Количество просмотров 221686

Камеральная налоговая проверка

Проведение камеральной налоговой проверки регламентируется статьей 88 НК РФ.

Итак, что же такое камеральная проверка?

Камеральная налоговая проверка — это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ). Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

Камеральная проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет (далее — отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговики обязаны провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Данный вывод подтверждается п. 2 ст. 88 НК РФ, а так же Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06.

О начале камеральной проверки налогоплательщика извещать налоговые инспектора не будут и это абсолютно законно, т.к. Налоговый Кодекс не обязывает налоговых инспекторов извещать налогоплательщика о проведении камеральной проверки поданных налоговых деклараций (расчетов). Фактически, проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету) (п. 2 ст. 88 НК РФ), как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.

Узнать о том, что в вашем случае проводится углубленная камеральная проверка, вы можете только тогда, когда налоговый орган запросит у вас пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку ваших контрагентов и т.п.

Все вышеизложенное касается так же и уточненных налоговых деклараций (расчетов по авансовым платежам).

Обратите внимание! Если на дату подачи уточненной налоговой декларации (расчета по авансовым платежам) не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается камеральная проверка «уточненки» (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Очень часто налогоплательщиков волнует вопрос: возможна ли повторная камеральная проверка налоговой декларации (расчета)? Проверять одну и ту же декларацию (расчет) дважды налоговики не вправе — повторные камеральные проверки не предусмотрены законодательством (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 N А12-10597/2009).

 

Порядок проведения камеральной проверки:

Итак, камеральную проверку проводит только та налоговая инспекция, в которую подана декларация или расчет и только по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 НК РФ). При этом специальное решение руководителя налогового органа для проведения проверки не требуется.

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. (п.3 ст.88 НК РФ).

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п.4 ст.88 НК РФ). Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Обратите внимание! Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется (п.5 ст.88 НК РФ), т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы (п.6, 8, 9 ст.88 НК РФ).

Обратите внимание! Если налогоплательщик не использует налоговые льготы, не заявляет НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган не вправе истребовать у него дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст.88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым Кодексом (п.7 ст.88 НК РФ).

У многих организаций возникает вопрос, если они подают налоговую декларацию (расчет) нем как налогоплательщики, а как налоговые агенты, подвергается ли такая отчетность камеральным проверкам? Ува, но все правила, предусмотренные для налогоплательщиков, распространяются и на налоговых агентов, а так же на плательщиков сборов (п.10 ст.88 НК РФ).

 

Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки:

На практике в ходе углубленной камеральной проверки налоговики зачастую проводят следующие мероприятия налогового контроля (ст. ст. 86, 90 — 97 НК РФ):

  • истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • привлечение специалиста, переводчика;
  • выемку документов;
  • осмотр помещений и территорий.

Отметим, что природа камеральной проверки, а также некоторые формулировки Налогового кодекса РФ дают основания сомневаться в том, что все перечисленные мероприятия могут проводиться в ходе камеральной проверки. Речь идет о таких мероприятиях, как выемка документов, осмотр помещений и др.

О том, какие мероприятия законодательство и судебная практика признают допустимыми при камеральных проверках, рассказано в следующих разделах.

 

Требования к составлению акта камеральной проверки и его содержанию закреплены в ст. 100 НК РФ и Требованиях к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (Приложение N 6 к Приказу).

Так, при составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

  • акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения (п. п. 3, 4 ст. 100 НК РФ, п. 2.3 Требований к составлению акта налоговой проверки);
  • акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. п. 1.10, 2.1 Требований к составлению акта налоговой проверки);
  • инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Содержание акта камеральной проверки также должно соответствовать определенным требованиям. Основные из них установлены п. 3 ст. 100 НК РФ.

Однако согласно п. 4 ст. 100 НК РФ ФНС России вправе как утверждать форму акта камеральной проверки, так и устанавливать дополнительные обязательные требования к его содержанию. В соответствии с указанным положением Налогового Кодекса форма акта камеральной проверки, а также Требования к его составлению утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (Приложения N N 5 и 6 к Приказу).

Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в акте камеральной проверки, а также подробные правила их отражения закреплены в п. п. 1.8, 1.9 и 2.2 Требований к составлению акта налоговой проверки. Отметим, что на основании п. 2.1 Требований к составлению акта налоговой проверки содержание акта камеральной проверки (кроме вводной части) регламентируется теми же положениями, которыми установлены требования к акту выездной налоговой проверки.

В соответствии с указанными выше нормами акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей (п. п. 1.6, 2.1 Требований к составлению акта налоговой проверки):

  • вводной части (общие положения);
  • описательной части (установленные факты);
  • итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Выездная налоговая проверка

 

Проведение выездной налоговой проверки регламентируется статьей 89 НК РФ.

Выездная налоговая проверка, как и камеральная, — это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ), целью которой является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

По общему правилу выездную проверку проводит налоговый орган по месту нахождения организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Но из этого правилам есть и  исключения:

1) проведение выездной проверки в отношении крупнейшего налогоплательщика.

В этом случае решение о проведении проверки выносит соответствующая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам (абз. 2 п. 2 ст. 89 НК РФ);

2) проведение самостоятельной выездной проверки филиала или представительства организации.

Здесь решение о проведении выездной проверки выносит налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

В отличии от камеральных проверок, Налоговый Кодекс не предусматривает порядка выбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Но налоговики исправили этот промах законодателей и ФНС России издала Приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее — Приказ), в котором пояснила широкому кругу налогоплательщиков, с учетом каких обстоятельств назначаются выездные проверки, в частности:

  • в Приложении №1 приведена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция);
  • в Приложении №2 содержатся Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее — Общедоступные критерии оценки рисков);
  • в Приложениях №3 — 5 содержатся расчетные показатели для сравнения и рекомендуемая форма пояснительной записки, которые относятся к отдельным критериям оценки рисков.

Выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, что следует из ее названия (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но если налогоплательщик не может предоставить инспекторам помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ). Для этого налогоплательщик обязан написать в налоговую инспекцию заявление с указанием причин, по которым налогоплательщик просит провести выездную проверку на территории налоговой инспекции. Одной из причин может являться то, что офис налогоплательщика не дает возможности разместиться проверяющим.

Обратите внимание! Проведение проверки по месту нахождения инспекции не означает, что налоговики не вправе получить доступ к территориям и помещениям налогоплательщика, т.е. они могут в общем порядке произвести осмотр помещений и территорий, инвентаризацию имущества (п. 13 ст. 89, ст. ст. 91, 92 НК РФ), выемку документов и предметов (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ) и т.д.

Предметом выездной проверки выступает проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговики вправе проверять все или несколько налогов одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ). При получении налогоплательщиком решения о проведении выездной проверки нужно помнить, что проверка ограничена проверяемым периодом. По общему правилу налоговики могут проверить налоги только за период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Но, как и из любого правила, у этого тоже есть исключения. А именно: при повторной выездной проверке в связи с подачей уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате, проверять можно только период, за который подана декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ), даже если он выходит за пределы трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. В независимости от того, в какую сторону корректируется ранее заявленный налог. Кроме того, налоговики не вправе в рамках выездных проверок проверять дважды один и тот же период по конкретному налогу (абз. 1 п. 5 ст. 89 НК РФ).

Из этого правила также предусмотрен ряд исключений. Второй раз проверить один и тот же период можно, если:

  • проводится повторная выездная проверка (абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • проводится выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (п. 11 ст. 89 НК РФ);
  • общая выездная проверка организации с учетом обособленных подразделений проводится после самостоятельной выездной проверки филиала (представительства) или наоборот (абз. 3 п. 5, абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

 

Срок проведения выездной проверки.

По общему правилу есть два месяца для проведения выездной проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок начинает исчисляться с даты вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о проведении выездной проверки. Окончание срока определяется днем составления справки о проведенной выездной проверке (п. п. 1, 8 ст. 89 НК РФ). На это срок время нахождения проверяющих на территории налогоплательщика не влияет.

К сожалению, этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев, а также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, общая продолжительность выездной проверки может составить год и три месяца. Все эти действия оформляются соответствующими решениями.

За эти два месяца налоговики должны провести все мероприятия налогового контроля, а после его истечения покинуть территорию налогоплательщика. Проведение мероприятий налогового контроля за рамками срока выездной проверки в некоторых случаях приводит к тому, что полученные в ходе этих мероприятий доказательства признаются недопустимыми (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Налоговикам запрещается проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года:

  • в отношении налогоплательщика в целом (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ);
  • в отношении филиала или представительства налогоплательщика-организации (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ). В данном случае имеются в виду самостоятельные выездные проверки указанных обособленных подразделений. Но Налоговый кодекс предусмотрел ряд исключений из этого правила. Третья выездная проверка в течение года будет законной, если:

1) это повторная выездная проверка (п. 10 ст. 89 НК РФ).

2) это выездная проверка в связи с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика-организации (п. 11 ст. 89 НК РФ);

3) это общая проверка налогоплательщика-организации, которая следует за самостоятельной проверкой филиала (представительства) данной организации, или наоборот (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ);

4) это выездная проверка резидента Особой экономической зоны в Калининградской области по налогу на прибыль и налогу на имущество, которая проводится в связи с исключением его из единого реестра резидентов, при условии, что проверка назначена не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующих налогов (п. 16.1 ст. 89, п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ);

5) решение о необходимости проведения проверки сверх ограничения принято руководителем ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ). С чем может быть связана такая необходимость, НК РФ не определяет.

Итак, выездная проверка проводится на основании Решения о проведении выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Форма решения утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (Приложение N 1). Данная форма обязательна для применения всеми налоговыми органами при осуществлении выездных проверок (абз. 9 п. 2 ст. 89 НК РФ, п. 3 Приказа ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

В решении определяется (абз. 4 п. 2 ст. 89 НК РФ):

  • в отношении кого будет проводиться проверка (указываются полное и сокращенное наименования (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика);
  • предмет проверки (налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • проверяемый период;
  • состав проверяющих (указываются должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки).

Решение выносит и подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который проводит выездную проверку. Оно заверяется печатью налогового органа.

Как было указано выше, выездная проверка начинается со дня вынесения решения о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Независимо от того, когда налоговики пришли к вам на самом деле. Проверяющие после предъявления решения о проведении проверки и своих служебных удостоверений должны получить доступ на территорию (в помещения) налогоплательщика (ст. 91 НК РФ).

В ходе проверки налоговики изучают первичные учетные документы, хозяйственные договора, налоговые и бухгалтерские регистры (ст.93 НК РФ), опрашивают работников налогоплательщика, в том числе руководителя организации и главного бухгалтера (ст.90 НК РФ), проводят осмотр помещений (ст. 92 НК РФ). Проверка может быть как выборочная (проверяющие смотрят только определенные документы), так и сплошная.

Налогоплательщики при проведении проверки обязаны выполнять все законные требования налоговых органов и не имеют права  препятствовать законной деятельности налоговых инспекторов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Результаты выездной проверки оформляются актом. Однако до его оформления проверяющие должны составить справку о проведенной выездной проверке (п. 15 ст. 89, п. 1 ст. 100 НК РФ). Такой порядок применяется ко всем выездным проверкам, в том числе и повторным. Справка оформляется в последний день проведения выездной проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). Форма справки о проведенной выездной налоговой проверке утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и приведена в Приложении 2 к Приказу. Но даже если налоговики составили спраку не по форме, то нарушения, допущенные при составлении справки, не могут быть основанием для отмены решения по итогам проверки. Составленную справку проверяющие должны вручить налогоплательщику или его представителю лично (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). Формой справки предусмотрено поле, в котором налогоплательщик ставит отметку о получении справки, в случае если справка вручается непосредственно ему, а не отправляется почтой. Справка вручается в тот же день, когда составляется, т.е. в последний день проведения проверки (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ).

Составление акта выездной налоговой проверки: 

По итогам проведенной выездной проверки составляется акт (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). В нем отражаются результаты проверки, а именно выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства.

Акт составляется в любом случае, даже если нарушений не обнаружено. Этот вывод следует из положений п. 1 и пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ и подтверждается налоговиками (Письмо ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299@). В этом случае указывается на отсутствие нарушений налогового законодательства.

Если же акт не будет составлен, то решение по результатам проверки не может быть принято на законных основаниях (п. 1 ст. 101 НК РФ). Состав акта более подробно рассмотрен в разделе камеральные налоговые проверки. Неотъемлемой частью акта являются Приложения, которые бывают двух видов. Одни из них оформляются по усмотрению инспектора, другие — в обязательном порядке.

1. По усмотрению инспектор может оформить приложения как дополнения (пояснения) к тексту акта. В них, как правило, отражаются (п. 1.13, абз. 4 пп. «а», абз. 2 пп. «г» п. 1.8.2 Требований к составлению акта налоговой проверки):

  • расчеты количественного и суммового расхождения между заявленными налогоплательщиком и выявленными в ходе проверки данными, которые связаны с исчислением (перечислением, удержанием и т.п.) налога, расчеты пеней;
  • приведенные в табличной или другой удобной форме данные о выявленных массовых однородных нарушениях налогового законодательства с подробной расшифровкой по каждому нарушению и т.п.

Приложения данной категории подписываются проверяющим наряду с актом, на них делается ссылка непосредственно из текста акта. Такие приложения являются неотъемлемой частью акта.

2. В обязательном порядке налоговики должны приложить к акту документы, подтверждающие факты выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Это могут быть:

  • копии документов, которые являются доказательствами нарушений, выявленных в ходе выездной проверки;
  • другие материалы, собранные при проверке (протоколы допросов свидетелей, письменные ответы контрагентов налогоплательщика на запросы и т.п.).

Имейте в виду, что налоговики не обязаны прикладывать к акту проверки документы, которые они получили от самого налогоплательщика (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки должен быть оформлен до истечения двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт подписывается инспекторами, которые проводили проверку, и налогоплательщиком или его представителем (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Акт должен быть вручен налогоплательщику в течение пяти дней со дня, которым он датирован (абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ). Этот срок должен исчисляться в рабочих днях со дня, следующего за датой акта (п. п. 2, 6 ст. 6.1 НК РФ).

Акт вручается под расписку или передается иным способом, удостоверяющим дату его получения (абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ).

При личном вручении, как правило, это оформляется следующим образом. На последней странице экземпляра акта, хранящегося в налоговом органе, делается запись о дате вручения акта налогоплательщику (его представителю). Эта запись заверяется налогоплательщиком (представителем) (п. 1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки).

Если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, которые содержатся в акте выездной проверки, он может представить в налоговый орган свои письменные возражения (п. 6 ст. 100,  пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). На представление возражений налогоплательщику отведено 15 дней со дня вручения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Не представление возражений не лишает налогоплательщика права участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки и представлять свои объяснения (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Акт налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, подачи возражений налогоплательщиком (п.1 ст.101 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение (п.7 ст.101 НК РФ):

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю) налогоплательщик (п.9 ст.101 НК РФ).

 

Истребование документов при налоговой проверке

Регламентируется ст. 93 НК РФ.

Налоговый инспектор, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы (п.1 ст.93 НК РФ). Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Соответственно, истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п.2 ст.93 НК РФ). Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных налогоплательщиком копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п.3 ст.93 НК РФ).

В случае если налогоплательщик не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, то он в течение дня, следующего за днем получения требования, должен письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых налогоплательщик может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Если налогоплательщик не представил истребуемые документы, или представил их не в установленные сроки, то это признается налоговым правонарушением, что влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ (двести рублей за каждый не представленный документ). Кроме того, в данном случае должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, имеет право произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ (п.4 ст.93 НК РФ).

Обратите внимание! Налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного налогоплательщика (п.5 ст.93 НК РФ), при условии, что истребуемые документы не представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие форс-мажорных обстоятельств.

Настоящая статья впервые опубликована в журнале «Бухгалтерский вестник» № 6 2011 год

 

 

Иванникова Е.В.

Налоговый консультант, член ПНК,

Руководитель департамента налогообложения

и бухгалтерского учета

Консалтингового объединения «Фактор Групп»

***

На заметку. Совсем не разбираетесь в кредитах? Не беда. Даем ссылку где написано всё о кредитах.

 

Похожие статьи на тему «Проверки»:

Комментариев (34)

  1. Какие контрольные мероприятия будут проводить налоговики в отношение налогоплательщика – мигранта? | Блог Фискала - коллективный блог про

    […] НК РФ при предоставлении уточненной декларации камеральная проверка предыдущей декларации заканчивается. Поэтому, если […]

    22 апреля 2012 в 3:32

  2. Налоговый спор вокруг бонусной программы «Малина» закончился «мировым». В чем была суть спора? О чем договорились ФНС и «Лоялти Партнерс В

    […] России № 22 по г. Москва была проведена выездная налоговая проверка ООО «Лоялти Партнерс Восток» по результатам которой […]

    6 июля 2012 в 3:33

  3. Анжела

    Подскажите, в каких случаях может проводиться углубленная камеральная проверка?

    13 ноября 2012 в 1:32

  4. Фискал

    Анжела на 13 Ноя 2012,

    Основную массу мероприятий налогового контроля инспектора могут проводить в рамках любой камеральной проверки. Например, направлять поручения об истребование документов или допрашивать свидетелей. Углубленной камеральной проверкой принято называть те проверки, в рамках которых инспектора имеют права истребовать дополнительные документы у налогоплательщика. Данное право у них появляется в 2 случаях: в случае, если в декларации по НДС заявлено право на возмещение налога из бюджета и в случае, если налогоплательщиком используются льготы.

    14 ноября 2012 в 19:34

  5. Оксана

    Подскажите, пожалуйста, регистрируются ли камеральные проверки в «Журнале учета проверок юр.лица, проводимых органами гос. контроля, муниципального контроля»? Директор настаивает на регистрации, как мне ему аргументировать невозможность этого, помимо того, что проверяющие его заполняют, и где мне, секретарю, выискивать налоговых инспекторов для заполнения журнала?

    6 декабря 2012 в 9:16

  6. kameral

    камеральной проверке подвергается каждая принятая налоговым органом налоговая декларация. Никакого решения руководителя на это не требуется. В случае обнаружения нарушения составляется Акт камеральной налоговой проверки — вот он регистрируется, но не в вышеназванном журнале. В случае, если нарушений и расхождений не установлено, камеральная проверка по истечении 3 месяцев (или раньше этого срока), закрывается, при этом налогоплательщика никто и никак не уведомляет. Прекращение камеральной проверки нигде не регистрируется.

    10 декабря 2012 в 11:24

  7. Фискал

    kameral на 10 Дек 2012,

    Прекращение КНП регистрируется в ПК «Система ЭОД», точнее там ставиться, что камералка окончена и, соответственно, дата окончания.

    Оксана на 06 Дек 2012,
    Думаю, что в Журнал учета проверок юр.лица, проводимых органами гос. контроля не следует заносить информацию о КНП, если по результатам КНП не было выявлено нарушений и, следовательно, не было налогоплательщику вручено акта. Если директор, очень хочет, то заносите КНП по каждой декларации, срок проведения камеральной проверки 3 месяца с даты подачи декларации. Просто будете указывать в Журнале, что нарушений не установлено. А вообще, думаю, что следует обратиться в Минэкономразвития по данному вопросу, нужны им сведения о КНП или нет.

    10 декабря 2012 в 16:00

  8. сам себе бухгалтер

    Подали уточненку по НДС, в которой сумма НДС к уплате в бюджет увеличилась. Этот дополнительно начисленный налог заплатили на следующий день, после подачи декларации. ИФНС по результатам камеральной проверки уточненки вручила на Акт, согласно которому нас привлекают к ответственности по 122 статье Налогового кодекса в размере 20% от суммы, которую мы сами же дополнительно насчитали по уточненке…. Правомерен ли в данной ситуации штраф??

    11 декабря 2012 в 7:45

  9. Аноним

    Фискалу:
    НАСКОЛЬКО Я ПОНИМАНИМАЮ журнал учета проверок по юр лицам — ведется по неналоговым проверкам, периодичность к-ых составляет раз в три года, к этим проверкам не относится ни ВНП, КНП, ни ККТ. а, к примеру, пожарная и тд и тп.

    11 декабря 2012 в 9:24

  10. Фискал

    сам себе бухгалтер на 11 Дек 2012,

    Действия налоговиков в данном случае правомерны. Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
    1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
    2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

    Т.е., если бы Вы сначала уплатили налог и пени, а потом подали уточненную декларацию, то штрафа бы не было. А так как уплата налога произведена Вами после предоставления уточненной декларации, то камеральщики правильно Вас оштрафовали.

    11 декабря 2012 в 14:22

  11. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12 | Блог Фискала - коллективный блог про налоги и налоговый контроль

    […] истребование у налогоплательщика в ходе камеральной проверки документов по операциям, которые не признаются […]

    24 декабря 2012 в 14:58

  12. Дарья

    А это нормально, что у нас в 3 разделе акта КНП так и написано «доначислить»? разве это по форме?

    19 января 2013 в 18:29

  13. kameral

    Мы в таких случаях предлагаем в Актах только привлечь к ответственности по ст.122 НК РФ.

    12 февраля 2013 в 20:39

  14. Определение от 18.02.2013 № ВАС-16805/12 о передаче дела в Президиум ВАС РФ (дело ОАО «МосКомБанка») | Блог Фискала - блог про налоги и налоговый конт

    […] материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и […]

    6 мая 2013 в 22:56

  15. Минфин: банки должны предоставлять налоговикам сведения о счетах ИП, которые открыты как физическим лицам | Блог Фискала - блог про налоги и

    […] нормы в законодательстве не было.  Теперь же в рамках налоговой проверки или мероприятий по истребованию налогов налоговый […]

    23 июля 2013 в 9:10

  16. Нарушение Инспекцией п. 3 ст. 88 Налогового кодекса может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым ор

    […] Инспекцией нарушен п. 3 ст. 88 НК РФ. Данными действиями, Инспекция лишила Общество права представить свои пояснения в ходе камеральной налоговой проверки. […]

    22 октября 2013 в 0:12

  17. Михаил (бух)

    правомерно ли использование данных полученных в рамках другой выездной проверки?

    13 ноября 2013 в 14:13

  18. Аноним

    Автор: сам себе бухгалтер на 11 Дек 2012
     
    вроде, в соответствиисо ст. 122 НК Рф штраф правомерен, НО есть судебная практика (не знаю как у вас в регионе, а у нас было так: если на момент вынесения решения налог уплачен, то штрафа нет, тк налогоплательщик заплатил налог, бюджет не пострадал -дурильник (один ИП пожаловался в суд, так стали выносить)
    Можете написать возражение с указанием судебной практики по этому вопросу, неоднозначный ответ я вам на этот вопрос только могу дать 

    15 ноября 2013 в 17:09

  19. Аноним

    Автор: Михаил (бух) на 13 Ноя 2013
     
    А какая мотивировка? Я думала, так только УНП может делать или с МВД совместно, странно. 

    15 ноября 2013 в 17:12

  20. Аноним

    Автор: Михаил (бух) на 13 Ноя 2013
    вообще, помню была судебная практика, что налоговые органы самостоятельно так не могут делать

    15 ноября 2013 в 17:13

  21. Кайрат Нуртас

    здраствуйте можно узнать нам пришло уведомление что не уплачено 2012 году налоги 2,3 квартал а мы тогда указали маленкую сумму и встречную попвлсь в этом году 2014 и нам пришло уведомление почему полностью неплотили и меня такой вопрос будет проверка унас в офисе или заплатит налог и все нас небудет тревожать

    1 февраля 2014 в 11:51

  22. Письмо ФНС России от 13.03.2014 г. № ЕД-4-2/4529 | Блог Фискала - блог про налоги и налоговый контроль

    […] одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает […]

    26 марта 2014 в 10:50

  23. Денис

    Доброго дня! Могут ли начать выездную проверку, если не выдали акт по камеральной?

    25 ноября 2014 в 11:35

  24. Фискал

    Денис, могут. Это не зависящие друг от друга обстоятельства.

    27 ноября 2014 в 21:56

  25. Ольга Юрьевна

    должна ли налоговая уведомлять налогоплательщиков-организаций о начале камеральной проверки?

    19 января 2015 в 21:46

  26. Анастасия Савина

    Ольга Юрьевна,

    Камеральная проверка проводится в отношении всех деклараций в течение 3х месяцев со дня предоставления в Инспекцию. Специальным решением такая проверка не оформляется.

    20 января 2015 в 0:31

  27. Карамель

    получила уведомление о вызове в инспекцию для представления пояснений или внесения исправлений в декларацию по УСН в связи с проведением камеральной проверки. Пишут, что расчет усн противоречит сведениям, содержавшимся в представленных документах. Как быть?

    16 июля 2015 в 22:34

  28. Николай Семенович

    декларация прошла камеральную провеку (я физическое лицо) . Результат камеральной проверки: Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиком, в полном объеме. В течении какого времени будет осуществлен возврат денежных средств?

    20 июля 2015 в 10:18

  29. Людмила

    Здравствуйте. Моё ИП существует с апреля 2013 года. Получила уведомление о налоговой о том, что 10 июня меня ждут на камеральную проверку. Законно ли это? Спасибо.

    20 июля 2015 в 10:37

  30. Anonymous

    Мне нужно анонимно направить камеральную проверку на одно ООО. Как это сделать?

    20 июля 2015 в 22:11

  31. Лиля.бух

    Здравствуйте! нужно ли для камеральной проверки предоставлять договоры и акты выполненных работ? или только журнал учета и квитанции? спасибо.

    20 июля 2015 в 22:25

  32. Сотников

    добрый день! 5 февраля 2015 подал бумаги на налоговый вычет, в личном кабинете деньги появились 2 месяца назад, а на карту до сих пор не перечислили, при том что подал и такие бумаги для перевода этих денег на карту.как долго это может происходить?и когда они(налоговая) перечислит деньги?

    24 июля 2015 в 10:40

  33. Rita

    Здравствуйте, буду признательна, если поможете: акт камеральной проверки от 24 июля 15 г., налоговая его вручает 20.08.15

    21 августа 2015 в 10:37

  34. Жанна

    Мы столкнулись с выездной налоговой проверкой. Они копались почти два месяца. Переворошили гору бумаг и в акте отразили нарушений на 1,5 млн. рублей. Мы предоставили на комиссию возражения — слушать не стали цирк.

    8 декабря 2015 в 13:22

Ваш комментарий