«ФНС и МВД утвердили новые правила игры» или «совместная ВНП. версия 2-0-0-9»
Новые правила игры (взаимодействия) ФНС и МВД вступают в силу с 27 сентября 2009 года. Ведомствами подписан совместный Приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 г. Москва «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее по тексту — Приказ). Приказ был опубликован 16.09.09 и Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 сентября 2009 г. Регистрационный N 14675.
Приказом утверждены следующие инструкции: Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок; Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения; Инструкцию о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
Это еще один административный шаг на пути установления «полноценного» обмена информацией между налоговыми и правоохранительными органами. Основным направляющим вектором в этом направлении является, запрет (с 01.01.09) сотрудникам МВД проводить самостоятельные проверки по налоговому составу.
Рассмотрим самое главное в новом Порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок установленном Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (далее по тексту — Инструкция).
Совместная выездная налоговая проверка проводиться на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о её проведении (решение оформляется в соответствии со ст. 89 НК РФ). Если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной (повторной выездной) налоговой проверки, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении изменений в принятое решение о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы. (п. 6 Раздела 2 Инструкции)
С целью включения сотрудников МВД России в состав проверяющей группы, налоговый орган направляет мотивированный запрос в орган внутренних дел. Запрос налоговой должен содержать (п. 8 раздела 2 Инструкции № 1):
- полное наименование организации (ИНН/КПП), фамилию, имя, отчество физического лица (ИНН — при наличии), адрес местонахождения организации (место жительства физического лица); предмет проверки (налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке); периоды, за которые проводится проверка;
- изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке: описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;
- обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих. В случае если проверка назначена по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, вместо указанных данных приводится ссылка на номер и дату письма органа внутренних дел, с которым были представлены эти материалы;
- предложения по количеству и составу сотрудников органа внутренних дел, привлекаемых для участия в выездной (повторной выездной) налоговой проверке;
- дата (предполагаемая дата) начала проведения проверки.
Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться следующие обстоятельства (п. 8 Раздела 2 Инструкции №1):
а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения;
в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.
- В течение пяти дней после получения запроса налогового органа правоохранительный орган предоставляет информацию о сотрудниках, выделенных для участия в выездной налоговой проверки, либо направляет мотивированный отказ по следующим основаниям (п. 9 Раздела 2 Инструкции № 1):
отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах; - несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;
- отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
Особенно хочу обратить ваше внимание на следующее положение: к материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация и иные материалы, представленные сотрудниками внутренних дел (последний абз. Раздела 2 Инструкции). Этот пункт очень важен для обоснования позиции налогового органа в суде, основанной на материалах ОРД. Хотя бы по совместным проверкам, налоговикам теперь удастся пользоваться материалами, предоставленными из МВД.
Само же оформление результатов выездной налоговой проверки возлагается на налоговый орган, полный порядок оформления расписан в Разделе № 3 Инструкции.
Игорь
Добрый день!
Случайно попал на данный блог. Как юрист, представляющий интересы налогоплательщиков, с удовольствием подискутирю с вменяемыми налоговиками относительно содержания «совместного» Приказа (изучаю его уже сравнительно давно, с даты публикацыы в РГ»
Итак
«Этот пункт очень важен для обоснования позиции налогового органа в суде, основанной на материалах ОРД».
Вопрос допустимости результатов ОРД как доказательств налогового правонарушения до сих пор не разрешен в практике по существу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 04.02.1999 N 18-О, результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем.
Из практики ФАСов
… показания получены в рамках проведения проверки иных юридических лиц, сотрудниками иных налоговых органов (!!!), что не позволило суду признать показания вышеуказанных свидетелей достаточными доказательствами, свидетельствующими о недобросовестности предпринимателя, как налогоплательщика. (ФАС ПО от 20.08.2009 г. по делу N А65-24782/2008)
Вместе с тем налоговым органом не представлено в материалы дела соответствующих доказательств о проведении правоохранительными органами либо ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска каких-либо дополнительных мероприятий и вынесений процессуальных решений в ходе данных проверок в отношении ООО «Новотех», которые в частности подтверждали бы факт незаконной регистрации данной организации. (ФАС СЗО от 31.07.2007 по делу № А27-18896/2006-6)
На мой взгляд, приказ ФНС/МВД создает у налоргов только ложные иллюзии относительно собранной доказательственной базы, которые будут развеяны в судах ))). Естественно, если суды и впредь будут все-таки придерживаться основ арб. процесса, а не выполнять политику партии и правительства (с).
28 Октябрь 2009 в 18:02
Фискал
Практика принятия судами объяснений МВД есть, как и есть обратная. Но в большенстве случаев отобраные объяснения принемались при совместных проверках, либо при наличии подчерковедческой экспертизы. Закрепление данного пункта в совместном приказе несомненно будет толчком для принятия большего колличиства судебных решений с учётом предоставлиных милиционерами объяснений. Но это касаеться только совместных проверок. Возможно теперь, в случае, когда налоговый орган проводит проверку сам судьи будут ссылаться на данный приказ и говорить, о том, что принять они могуть объяснения полученые сотрудниками МВД только при совместных проверках. Тут не угодать, практика покажет.
29 Октябрь 2009 в 1:41
Игорь
на мой взгляд, логичнее было бы выстроить такую схему
1) налолрг что то нарыл
2) УНП-ник нашел злодея
3) злодея допрашивает налорг (!!!) с соблюдением требований 5 ст.90 НК РФ
но с трудом верится, что это воплотиться в действительность
Возможно теперь, в случае, когда налоговый орган проводит проверку сам судьи будут ссылаться на данный приказ
…………
приказ не сможет заменить собой НК РФ + АПК + Закон об ОРД )))
насчет экспертизы тоже много нюансов.
кто ее будет проводить? региональные ЛСЭ быстро завязнут в потоке экспертиз, а все остальные учреждения не подходят.
будут ли использоваться сравнительные образцы (иные доки, датированные периодом подписания с/фактуры)?
не страдает ли чел психическими растройствами и расстройствами личности ввиду злоупотребления алкоголем и наркотиками, не получал ли черепно-мозговую травму и т.д. (а эти факторы влияют на изменение подчерка)
29 Октябрь 2009 в 20:54
Фискал
Подчерковедческую экспертизу проводит независимый эксперт, обладающий необходимыми знаниями и навыками. Налоговая заключает договор с экспертным учреждением, потом выносит постановление на проведение экспертизы в котором поручает ее проведение конкретному эксперту. Если сумма меньше 100 тыс.руб. за услуги экспертов, налоговая вольна в выборе эксперта. Если больше, то необходимо провести конкурс.
Не какие региональные ЛСЭ налоговая привлечь к проведению экспертизы не может.
9 Ноябрь 2009 в 23:49
ФНС и МВД объявили войну преступности | Блог Фискала
[…] […]
21 Октябрь 2010 в 9:56