Налоговый риск-менеджмент в процессе стратегического инвестирования
Количество просмотров 3357
Тезисы Гагарина Павла Александровича,
председателя совета директоров АКГ «Градиент Альфа»,
руководителя рабочей группы по управлению налоговыми рисками
при Экспертном налоговом совете ТПП РФ
(в продолжение опубликованного материала
«Эксперты ТПП ожидают массовых налоговых проверок бизнеса в 2013-2014 годах«)
Повышение инвестиционной привлекательности страны, региона, отрасли экономики, группы компаний или отдельного предприятия – это вопросы стратегического менеджмента соответствующего уровня.
Очевидно, что если предприятие управляет своими налоговыми рисками и ведет работу по их снижению, то оно может более эффективно противостоять противоправным и правомерным действиям налоговых и прочих государственных органов, а значит, является в большей степени финансово устойчивым. Это нижний уровень управления налоговыми рисками. Если эту работу систематически и планомерно, а не от случая к случаю ведет группа предприятий, то повышается общий уровень инвестиционной привлекательности этих компаний, а также всех их в отдельности. Для более эффективного выстраивания работы на следующих уровнях, которые могут пересекаться, – при управлении налоговыми рисками целых отраслей экономики или регионов – необходимо участие местных, региональных и межрегиональных деловых ассоциаций, бизнес-объединений в том числе и системы ТПП. Организационная и информационная поддержка бизнес-ассоциаций на следующем уровне – федеральном – способна повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики. Разумеется, в том случае, если такая вертикаль будет эффективной.
Бизнесу нет смысла ждать, пока такая система будет выстроена «наверху», любая конструкция строится снизу – с фундамента. Поэтому необходимо заниматься риск-менеджментом в целях увеличения капитализации компаний, улучшения инвестиционной привлекательности и повышения доверия со стороны инвесторов.
Взгляд «со стороны» иностранных бизнесменов, работающих или планирующих работать в России, показывает, что наиболее существенными рисками при реализации инвестиционных проектов в России наряду с правовыми и административными являются именно налоговые, т.е. в данном случае риски несправедливого налогообложения, некорректное применение налогового законодательства, необъективные судебные решения по результатам налоговых проверок. Налоговые риски связаны и с другими финансовыми рисками, а также юридическими, административными, репутационными. Для российского бизнеса выездная налоговая проверка становится вполне привычным и даже неотъемлемым атрибутом деятельности, а для иностранных компаний это экстраординарное событие. Западные бизнесмены уверены, что подобные случаи подрывают их авторитет, доверие к ним со стороны партнеров, клиентов и государственных деятелей, поэтому иногда им проще закрыть филиал или представительство в России, чем убедить всех в своей законопослушности.
Для снижения налоговых рисков и повышения инвестиционной привлекательности предприятиям следует в первую очередь анализировать правоприменительную практику и предсказывать ее развитие. Куда клонится тренд? Какое предприятие с большей вероятностью может быть подвергнуто налоговой проверке? Как снизить вероятность начисления недоимок, пеней и штрафов? Для ответа на эти вопросы у предприятия должна быть соответствующая служба (например, служба внутреннего финансового контроля и аудита), которая проверяет бухгалтерию, мониторит применения налогового законодательства в отрасли, следит за налоговыми спорами конкурентов и как только практика меняется – подает уточненные декларации, делает вывод, какие компании больше остальных проверяют и кого меньше, а также готовит предприятие к проверке. Налоговую проверку можно предвидеть и быть готовым к ней можно, не затрачивая на это лишних ресурсов и не сильно отвлекаясь от развития.
Если три с половиной года назад в зоне налогового риска были все фармацевтические компании – эту отрасль в 2009 году инспекторы ФНС проверяли больше, чем остальные – то в 2010 году проверкам чаще всего подвергались представители добывающих отраслей, а в 2011-2012 годах усиленно проверяли девелоперов и, как ни странно, филиалы иностранных компаний…
Пока трудно сказать, на какие отрасли обратят свой взор налоговики в первую очередь, а на какие – во вторую, но массовых проверок в 2013-2014 году не избежать.
Доначисления в этот период станут выше (по данным за2011 г., в среднем каждая проверка приносит бюджету около 4,5 млн руб.), проверки будут проходить в более жестком режиме. Налоговики будут включать все возможные механизмы и психологического, и административного, и юридического давления.
Как и раньше, весьма внимательно налоговики будут контролировать уплату НДС (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», Письмо ФНС России от 24.05.2011 N СА-4-9/8250 «О доказывании необоснованной налоговой выгоды»).
Больше вопросов у налоговиков и проблем у налогоплательщиков будет с налогом на прибыль, налогами и сборами, связанными с выплатой зарплаты и уплатой страховых взносов. Мониторинг фискальными органами физических лиц с точки зрения сокрытия ими своих реальных доходов и объектов налогообложения (налог на доход и на имущество) будет усилен, с применением современных аналитических и расчетных методик.
Одной из основных причин, объясняющей увеличение налогового давления на бизнес, стало вступление России в ВТО. Из-за снижения импортных пошлин государственный бюджет будет пополняться таможенными поступлениями уже не в тех объемах, что раньше, значит второй бюджетообразующей структуре – ФНС России – придется работать гораздо активнее. Таким образом, в среднесрочной перспективе потери бюджета от вступления в ВТО будут компенсироваться за счет налогоплательщиков.
Налоговые ставки скорее всего не будут увеличиваться, но методология сбора налогов явно будет ужесточаться, иначе их собираемость не увеличить. Две недели назад на расширенном заседании коллегии ФНС руководитель службы Михаил Мишустин распорядился исключить из программы материального стимулирования сотрудников количественный показатель — число выездных проверок – и заменить его на качественный — отношение общей суммы взысканных сумм к доначисленным суммам по итогам проверок. От достижения этого показателя, являющегося целевым, будут зависеть не только премии налоговиков, но и оценка работы инспекций в целом (KPI). Напомним, раньше инспекции получали установки повышать эффективность своей работы, не снижая количество проверок.
Наша компания вывела так называемый коэффициент налогового давления на бизнес. Это отношение количества налоговых мероприятий (выездные и камеральные проверки, вызовы на беседы, запросы в банк, вызовы на комиссию, допрос налогоплательщика, проведение предпроверочных мероприятий) к числу клиентов, которые у нас обслуживаются. Это около 500 компаний различного размера из различных отраслей экономики и регионов страны – выборка репрезентативна. С 2002 по 2011 год коэффициент налогового давления на бизнес вырос более чем в семь раз — с 0,131 до 0,955. По нашим прогнозам, по итогам 2012 и 2013 годов этот показатель станет больше единицы. То есть в течение года некоторые из них будут неоднократно подвергаться налоговому вниманию (например, в отношение них может проводиться выездная проверка и еще ряд камеральных).
Примерно у пяти процентов наших клиентов перманентно идут выездные налоговые проверки. Выездная проверка в среднем занимает два-четыре месяца, в год таких проверок одна и та же бригада может провести три-четыре. Получается, что в течение года может быть проверено 15-20% налогоплательщиков. А за пять ближайших лет будут проверены все, достойные внимания. Если же учесть, что во время проведения выездной налоговой проверки сотрудники инспекции могут проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки, то перманентно может проверяться около 60% хозяйственной деятельности, не превышающей сроков давности по налоговым претензиям.
По данным ФНС России, в зоне серьезных налоговых рисков находится не более 40% предприятий, а проверять будут 60%. Эти 20% разницы – те налоговые «излишки», которые, возможно, приведут к несправедливым налоговым доначислениям, недоимкам, пеням и штрафам. На инвестиционном климате это может сказаться достаточно серьезно.
Перейти на ту систему налогового контроля и налогового администрирования, которая существует на Западе, в ближайшие годы и даже десятилетия в России не представляется возможным. Можно надеяться только на постепенное смягчение режимов налогового контроля и налогового администрирования. Но говорить об этом серьезно можно будет только после того, как высшая власть изменит критерии и принципы оценки деятельности фискальных ведомств.
Основными принципами при совершенствовании налогового контроля и налогового администрирования должны быть большая прозрачность работы налоговых органов и судебной системы, связанная с рассмотрением налоговых дел, отсутствие административной зависимости. Планы по собираемости налогов, пеней, штрафов, недоимок, по количеству и глубине налоговых проверок не должны лишь административно спускаться сверху, они должны формироваться в том числе и путем анализа практики.
Нуждается в либерализации и система досудебного урегулирования налоговых претензий. Для этого нужно сделать разъяснения к закону о медиации (Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»). В Налоговый кодекс необходимо внести отдельную статью, которая дала бы медиаторам большую свободу в диалоге с налоговиками. А пока все козыри у налоговой: у нее больше прав, возможностей, информации, инструментов давления на налогоплательщика, она может подключать правоохранительные органы, представители налоговой могут прийти к налогоплательщику домой или в офис для осмотра помещений, могут парализовать деятельность, например, заблокировав деньги на расчетном счете по формальной причине.
Не секрет, что все эти методы широко используются. Следует подумать о том, как процессуально можно уравнять позиции налогоплательщика и налоговой в момент их вступления в процесс досудебного урегулирования налоговых споров.
Пока же, чтобы не оказаться в «черном списке» претендентов на выездную налоговую проверку со всеми вытекающими отсюда последствиями, мы рекомендуем своим клиентам ряд правил налоговой безопасности, снижающих такие риски.
Перечислю 20 наиболее существенных факторов рисков попасть в списки проверяемых:
1. «Массовые» генеральный директор, главный бухгалтер и учредитель, работающие в десяти организациях и более. Списки «массовых» сотрудников доступны на сайтах ФНС России и региональных управлений ФНС.
2. Адрес массовой регистрации. Такими адресами считаются те, по которым зарегистрированы 50 и более юридических лиц. К ним, впрочем, относятся все офисные центры Москвы. Если вы арендуете там помещение, нужно иметь соответствующее гарантийное письмо от арендодателя, которое при необходимости можно предъявить фискалам.
3. Неуплата/существенная недоплата налогов( несоответствие отраслевым показателям более чем на 20%).
4. Совмещение одним человеком должностей генерального директора и учредителя или генерального директора и главного бухгалтера.
5. Невыплата и нерегулярная выплата зарплаты сотрудникам.
6. Минимальный уставной капитал. На создание фирм-«однодневок» и прочих недобросовестных налогоплательщиков, как правило, сильно не тратятся.
7. Уставной капитал, внесенный не деньгами, а, например, имуществом, не представляющим никакой ценности (принтер, факс, стол и т.п.).
8. Типовой текст устава, практически полностью повторяющий пример устава, который дают электронные информационно-справочные системы. По закону вы должны попросить у своего контрагента копию устава и сравнить его с этой «рыбой». Если там совпадают абзацы и даже целые страницы, то сотрудничать с такими партнерами не рекомендуется.
9. Типовой текст договора на одной-двух страничках, иногда даже не содержащий существенных условий вроде «Ответственности сторон» и даже «Предмета договора».
10. Несоответствие почтового, юридического и фактического адресов организации. Фискалы уверены, что компания, которую трудно найти и с которой проблематично связаться, является недобросовестной.
11. Расчетный счет в «неблагонадежном» банке. «Неблагонадежным» считается банк, находящийся ниже 200-й строчки ренкингов Центрального банка, деловых журналов и рейтинговых агентств и регулярно (чаще 1 раза в год) получает санкции ЦБ за нарушения закона №115-ФЗ. Налоговики считают, что сомнительными услугами такого банка пользуются почти все его клиенты.
12. Работа напрямую с сомнительными контрагентами («однодневками»).
13. Отсутствие корреспонденции, деловой переписки, возможности ее вести (отсутствие коммерческих предложений, оферт, акцептов, спецификаций товара, перечней услуг, протоколов переговоров, иных документов, подтверждающих реальную деятельность).
14. У организации единственный учредитель, являющийся физическим лицом. Это вызывает подозрения, что реальные владельцы (выгодоприобретатели) компании не хотят себя показывать.
15. Отсутствие определенной тематики в назначениях входящих и исходящих платежей (например, ГСМ, колготки, научные исследования, ремонтные работы, ценные бумаги). Всем этим одна компания заниматься просто не может.
16. Непрофильная деятельность и непрофильные активы. Несовпадение назначений входящих и исходящих платежей, когда, к примеру, компания получает деньги за стройматериалы, а платятся они за ценные бумаги.
17. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении более чем 2 налоговых периодов подряд.
18. Выстраивание цепочки контрагентов без наличия разумных экономических или деловых целей. Многочисленные посредники, перекупщики и фирмы-«прокладки» нередко используются для ухода от налогов.
19. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Это тот самый случай, когда молчание – знак согласия с подозрениями фискалов.
20. «Миграция» между налоговыми органами. Регулярная постановка на учет по новому адресу воспринимается как стремление затеряться или подыскать «тихую гавань».
Соблюдение данных рекомендаций позволит сделать работающий бизнес более эффективным, привлечь инвестиции и успешно реализовывать инвестиционные проекты.
Но это лишь временная мера. Существенного снижения налоговых рисков можно добиться лишь путем либерализации налоговой системы, сместив акценты с ее карающих функций на контролирующие и т.н. «Power Low» — термин, означающий «Принуждение к исполнению закона».
На заметку. Полная процедура ликвидации ооо в короткие сроки.
Комментариев нет
No comments yet.
Ваш комментарий