О порядке начисления налоговых санкций и применении к ним мер взыскания в ходе процедур банкротства

Оставить комментарий

Количество просмотров 6807

Рубрики

»

В соответствии со ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Виды налоговых нарушений и размер ответственности за их совершение установлены ст. ст. 116-126 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 95, п. 1 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника финансового оздоровления или внешнего управления, либо принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Вместе с тем, признание должника банкротом, либо введение процедур финансового оздоровления и внешнего управления не препятствует осуществлению финансово-хозяйственной деятельности должника и не лишает его статуса налогоплательщика. В связи с чем, должник не освобождается от выполнения обязанностей, установленных ст. 23 НК РФ. С учетом Закона о банкротстве корректируется лишь порядок выполнения этих обязанностей. Кроме этого, гл. 15 НК РФ не предусматривает в качестве основания освобождения от налоговой ответственности за неисполнение обязанностей, определенных ст. 23 Кодекса, признание налогоплательщика банкротом и введение в отношении него иных процедур банкротства.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее – Постановление Пленума № 25) разъяснил, что последствия, указанные в ст. ст. 81, 95, 126 Закона о банкротстве, наступают в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, и не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения процедуры банкротства требования уполномоченного органа о включении в реестр сумм налоговых санкций, в том числе предъявляемых за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена, в том числе ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ.

Таким образом, положения ст. ст. 81, 95, 126 Закона о банкротстве не препятствуют привлечению предприятия, находящегося в процедуре банкротства (в том числе конкурсного производства) к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные, в том числе после признания его несостоятельным (банкротом). Данную позицию поддерживает Президиум Высшего арбитражного суда РФ в Постановлении № 7842/07 от 28.01.2008 по делу № А32-22062/2006-45/303, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 11.07.2007 по делу N Ф08-6544/2006-2708А, ФАС Уральского округа в Постановлении от 21.06.2006 N Ф09-5243/06-С2 по делу N А76-51570/05.

Несмотря на это, имеется и отрицательная судебная практика по рассмотрению вопроса о правомерности привлечения организаций-банкротов к ответственности за налоговые правонарушения (Постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2006 N Ф09-9205/06-С7 по делу N А07-7538/06, Постановление ФАС Уральского округа от 25.04.2006 N Ф09-3026/06-С7 по делу N А50-37298/05).

Таким образом, исходя из официальной позиции Высшего арбитражного суда РФ, налоговый орган вправе принять решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности как в процедурах внешнего управления и финансового оздоровления, так и после открытия в отношении должника конкурсного производства при наличии правовых оснований в порядке и сроки, установленные НК РФ.

Статья 115 НК РФ устанавливает порядок бесспорного взыскания налоговых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. ст. 46 и 47 НК РФ.


Вместе с тем в случае привлечения налогоплательщика, находящегося в любой процедуре банкротства, к ответственности за налоговое правонарушение, порядок взыскания налоговых санкций не должен противоречить положениям Закона о банкротстве.

Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление налоговых санкций на текущие и подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, налоговые санкции учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве. Данная позиция подтверждена Высшим арбитражным судом РФ (п. 30 Постановления Пленума № 25).

Таким образом, в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение в любой процедуре банкротства, порядок взыскания налоговых санкций должен соответствовать п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 94, п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве. Это означает, что в отношении налоговых санкций, которые всегда подлежат включению в реестр требований кредиторов, во всех процедурах банкротства не может применяться порядок бесспорного взыскания в соответствии со ст. ст. 46, 47 НК РФ. Данные требования могут быть предъявлены только в рамках соответствующей процедуры банкротства на основании первичных документов (акта и решения о привлечении к ответственности).

В ходе проведения работы в данном направлении Инспекции могут столкнуться с ситуацией, когда решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения может быть принято в ходе конкурсного производства после даты закрытия реестра требований кредиторов, либо вступает в силу после закрытия реестра требований кредиторов должника, что может лишить возможности уполномоченный орган заявить соответствующие требования для включения их в реестр требований кредиторов должника.

В случае, если решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения принято в ходе конкурсного производства, но после даты закрытия реестра требований кредиторов, требование уполномоченного органа о признании обоснованными налоговых санкций может быть учтено только в качестве требований, подлежащих удовлетворению в порядке п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве (за реестром требований кредиторов).

В случае, если решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения принято в ходе конкурсного производства до истечения срока закрытия реестра требований кредиторов, однако срок его вступления в силу должен наступить после его закрытия требование уполномоченного органа о признании обоснованными налоговых санкций должно быть заявлено для включения в реестр требований кредиторов в установленные Законом о банкротстве сроки на основании не вступившего в силу решения о привлечении организации к ответственности. В случае если на дату принятия арбитражным судом к производству подобного требования уполномоченного органа, решение о привлечении к ответственности также не вступит в законную силу, уполномоченному органу необходимо обратиться в арбитражный суд с ходатайством о приостановлении производства по рассмотрению требований в порядке ст. 143 АПК РФ в связи с обжалованием решения либо иного документа, вынесенного налоговым органом, на котором основаны заявленные требования. Данное приостановление не влечет приостановление производства по делу о банкротстве.

Данные положения могут применяться и в случаях доначисления налогов и пеней в ходе процедур банкротства за периоды до принятия к производству заявления о признании должника банкротом (не являющимися текущими платежами) в результате проведения выездных налоговых проверок.

В целях исключения вышеперечисленных ситуаций, а также в связи с низкой вероятностью погашения начисленных в ходе процедур банкротства налогов, пеней и налоговых санкций и увеличением в связи с этими обстоятельствами общей задолженности по обязательным платежам, Инспекциям предлагается перед принятием решения о проведении налоговых проверок в отношении организаций, находящихся в процедурах банкротства, решать вопрос о целесообразности совершения данных действий.

При этом, обращаем внимание, что суммы налогов, пеней и налоговых санкций, подлежащие включению в реестр требований кредиторов должника и начисляемые в ходе процедур банкротства в результате проведения выездных налоговых проверок и привлечения налогоплательщиков к ответственности, могут повлечь негативные последствия в виде существенного ухудшения интегрального показателя качества обеспечения процедур банкротства, а именно:
— показателя снижения потерь от не включения задолженности в реестр требований кредиторов должника (третья компонента) – в случае учета указанных сумм за реестром требований кредиторов,
— показателя повышения эффективности погашения задолженности (вторая компонента) – в случае включения данных сумм в реестр требований кредиторов должника и их непогашения в ходе процедур банкротства.

В связи с изложенным, территориальным инспекциям крайне не рекомендуется проводить в отношении налогоплательщиков, находящихся в процедурах банкротства, налоговые проверки, в результате которых могут быть начислены налоговые санкции и доначислены налоги и пени.

***

На заметку.  Всё о рынке forex — много инструментов для работы, выгодные условия и минимальный спрэд от 0,5.  Ссылка на интернет-ресурс

 

Похожие статьи на тему «Всё про налоги»:

Комментариев нет

No comments yet.

Ваш комментарий