Лизинг оборудования у компаний нерезидентов РФ с Кипра

Оставить комментарий

Количество просмотров 7079

Рубрики

»

Сегодня «модно» брать оборудование в лизинг у компаний с Кипра, в связи, с чем мне как налоговому консультанту часто поступают налоговые, таможенные и правовые вопросы по сделкам лизинга, в которых лизингодателем выступает компания с Кипра (нерезидент РФ). Поэтому, я решил написать статью на эту тему и раскрыть в ней основные вопросы, которые возникают у бизнесменов в ходе планирования лизинга от Кипрских компаний. Так в этой статье, я постараюсь раскрыть следующие вопросы: сколько лет можно по лизингу пользоваться в РФ без уплаты таможенных пошлин на ввезенное оборудование?; есть ли какие то особенности декларации на временный ввоз?; на чей баланс удобнее «заносить» право собственности на оборудование?; какие есть преимущества лизинга от нерезидента?

Лизинг оборудования у компании нерезидента РФ с Кипра – таможенный вопрос.

Главой 37 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС) установлена таможенная процедура временного ввоза (допуска). Согласно ст. 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) – п. 1 ст. 278 ТК ТС.

Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (далее — временно ввезенные товары), должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

Допускается совершение с временно ввезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реэкспорте ( п. 1 ст. 279 ТК ТС).

Согласно п. 1 ст. 280 ТК ТС срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза. Исключением являются следующие товары, для которых Решением комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 № 375 «О некоторых вопросах таможенных процедур» (далее – Решение ТКС № 375) установлены более продолжительные сроки:

  •  основные средства – 34 месяца;
  • рефрижераторные и рыболовные судна — срок действия договоров бербоут-чартера;
  • морские судна – срок действия договоров тайм-чартера или бербоут-чартера;
  • двигатели, запасные части и оборудование, предназначенные для технического обслуживания или ремонта самолетов гражданской авиации – 8 лет;
  • технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, помещаемые под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с применением тарифных льгот в соответствии с пп. 7.1.11 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 № 130 – до 31.12.2020 г.
  • товары, в отношении которых предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов – 34 месяца;
  • товары, ввозимые для официального и личного пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также их сотрудниками, включая членов их семей, проживающих вместе с ними – на весь срок их аккредитации.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов утвержден  Решением Комиссии Таможенного Союза от 18.06.2010 № 331.

В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа.

Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (ст. 282 ТК ТС).

Таким образом, исходя из норм ТК ТС лизинговое оборудование, ввозимое на территорию России может быть помещено в режим временного ввоза, что при общем условии (исключения составляют товары для которых определены дополнительные льготные условия) позволяет отсрочить уплату таможенных пошлин и налогов на 2 года, при этом необходимо будет исчислять и уплачивать каждый месяц 3% суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

На чей баланс удобнее «заносить» право собственности на оборудование?

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Таким образом, в случае если объект лизинга будет учитываться на балансе лизингополучателя ему придется исчислять и уплачивать налог на имущество.

В связи с тем, что на Кипре нет налога на имущество, экономически целесообразным представляется предусмотреть договором лизинга то, что имущество будет учитываться на балансе лизингодателя (резидента Кипра).

Налоговый аспект – налог на прибыль

В случае, когда лизингодатель нерезидент РФ необходимо руководствоваться пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ, которым установлено, что доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю.

Согласно п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов.

В случае же когда лизингодатель является резидентом Кипра необходимо учесть положения Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – Закон № 164-ФЗ) и Соглашения от 05.12.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее – Соглашение).

Так исходя из положений ст.ст. 5 и 7 Закона № 164-ФЗ и ст. 5 Соглашения следует, что предоставление компанией резидентом Республики Кипр оборудования в лизинг российской компании не образует у кипрской компании постоянного представительства в РФ.

Согласно п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Таким образом, в случае представления кипрской компанией оборудования в лизинг в адрес российской компании доходы кипрской компании будут облагаться налогами Республики Кипр. Соответственно российская организация не должна будет исчислять, и удерживать налог на прибыль у источника.

Налоговый аспект – НДС

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Данные положения относятся к установленному, тем же пп. 4 п. 1 ст. 148, перечню работ (услуг), в который в том числе входят услуги по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств.

Следовательно, эта операция будет являться объектом налогообложения российским НДС, а лизингодатель – налогоплательщиком НДС. В случае если лизингодатель нерезидент РФ (в т.ч. компании с Кипра) и не состоит на учете в налоговых органах России, налоговым агентом признается лизингополучатель (ст. 161 НК РФ).

В случае если лизингополучатель является плательщиком НДС, он имеет право применить налоговые вычеты на сумму удержанных и перечисленных в бюджет в качестве налогового агента сумм НДС – п. 3 ст. 171 НК РФ.

Преимущества лизинга от нерезидента

Исходя из приведенных в настоящей статье норм, можно констатировать, что лизинг от нерезидента имеет следующие преимущества:

  • рассрочка таможенных платежей при ввозе оборудования на территорию РФ;
  • ни лизингодатель, ни лизингополучатель не уплачивают налог на прибыль (в случае если лизингодатель компания из Республики Кипр или иной страны, в которой нет налога на имущество);
  • лизингополучатель учитывает затраты на лизинговые платежи в качестве расходов по налогу на прибыль, лизингодатель не платит налог на прибыль в РФ (в случае если лизингодатель компания из Республики Кипр или иной страны заключившей с Россией Соглашение об избежание двойного налогообложения);
  • НДС по сути не уплачивается в бюджет РФ, т.к. в случае если лизингополучатель является плательщиком НДС он имеет право применить вычеты в сумме равной сумме удержанной и перечисленной в бюджет РФ налога;
  • имущество защищено от претензий государственных органов в РФ.

*****

Сервисный центр по ремонту и обслуживанию техники JCB. Мастера и механики компании готовы отремонтировать любой экскаватор данной марки. Подробнее  — http://www.jcb-service.ru/zapchast_jcb.aspx

 

Похожие статьи на тему «Всё про налоги»:

Комментариев нет

No comments yet.

Ваш комментарий