Методические рекомендации по выявлению оснований для привлечения к субсидиарной ответственности и по доказыванию обстоятельств, предусмотренных Законом о банкротстве.
27 Июнь 2011 | Автор: ProfessoR | Количество просмотров 6,137
РУБРИКИ » Новости
Для привлечения лиц к ответственности в соответствии с п. 2 ст. 10, п. 3 ст. 9, п. 2 ст. 226 Закона о банкротстве (неисполнение ликвидационной комиссией обязанности по своевременному направлению заявления о признании должников банкротами в арбитражный суд при наличии признаков неплатежеспособности либо недостаточности имущества должника):
- выявление ликвидируемых должников, имеющих задолженность по обязательным платежам (возможно из должников, признанных банкротами);
- установление факта создания ликвидационной комиссии;
- установление факта составления промежуточного ликвидационного баланса;
- установление признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества ликвидируемого должника;
- установление момента появления обязанности у ликвидатора по подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
- направление в адрес ликвидационной комиссии требований об уплате обязательных платежей для учета их при составлении ликвидационного баланса;
- направление в адрес ликвидационной комиссии уведомления об исполнении обязанности, предусмотренной ст. 9, 226 Закона о банкротстве;
- мониторинг возможности направления уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом самостоятельно;
- проверка наличия в отношении привлекаемых к ответственности лиц решений судов общей юрисдикции, приговоров;
- расчет размера ответственности.
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве недостаточность имущества – это превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника.
При выявлении признака недостаточности имущества в случае, когда промежуточный ликвидационный баланс составлен, необходимо руководствоваться данными баланса, а именно: установить признак превышения пассивов должника над его активами.
В случае, когда промежуточный ликвидационный баланс не составлен на дату возникновения обстоятельств для привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности, возможно выявить признак недостаточности имущества должника путем соотнесения по данным бухгалтерского баланса стоимости активов и обязательств должника. Но в данном случае необходимо учитывать, что часть имущества вообще нельзя реализовать, например какие-то запасы или дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Кроме того, необходимо проверять наличие постановлений Службы судебных приставов об окончании исполнительных производств с актом о невозможности взыскания.
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.
Для проверки факта неплатежеспособности должника необходимо проводить проверку следующих обстоятельств:
- отсутствие на расчетных счетах предприятия денежных средств и наличие при этом выставленных инкассовых поручений;
- наличие постановлений Службы судебных приставов об окончании исполнительных производств с актом о невозможности взыскания.
В случае, когда арбитражным управляющим проведен анализ финансового состояния должника, при установлении признака неплатежеспособности возможно воспользоваться соответствующими выводами арбитражного управляющего.
Если анализ финансового состояния должника не проводился, коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника (коэффициент абсолютной, текущей ликвидности, показатель обеспеченности обязательств должника его активами, а также степень платежеспособности по текущим обязательствам) рассчитываются в соответствии с Правилами. Данный анализ проводится на основе представленной должником бухгалтерской отчетности.
Для привлечения лиц к ответственности в соответствии п. 2 ст. 226 Закона о банкротстве (неисполнение собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителем должника, руководителем должника обязанности по своевременному направлению заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд при обнаружении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве до создания ликвидационной комиссии):
- выявление ликвидируемых должников, имеющих задолженность по обязательным платежам (возможно из должников, признанных банкротами);
- установление факта несоздания ликвидационной комиссии;
- установление признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества ликвидируемого должника;
- установление момента появления обязанности у указанных лиц по подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
- направление в адрес указанных лиц требований об уплате обязательных платежей;
- направление в адрес указанных лиц уведомления об исполнении обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве;
- мониторинг возможности направления уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом самостоятельно;
- проверка наличия в отношении привлекаемых к ответственности лиц решений судов общей юрисдикции, приговоров;
- расчет размера ответственности.
В данном случае, учитываются привила выявления признаков неплатежеспособности и недостаточности имущества должника, указанные выше.
Для привлечения лиц к ответственности в соответствии п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве (неисполнение руководителем должника, гражданином обязанности по своевременному направлению заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд при обнаружении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве):
- выявление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по обязательным платежам (возможно из должников, признанных банкротами);
- установление одного из следующих признаков в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве:
1) неплатежеспособность или недостаточность имущества ликвидируемого должника (учитываются привила выявления, указанные выше);
2) удовлетворение требований одного кредитора приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
3) органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;
4) органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решение о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
5) обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
- установление момента появления одного из перечисленных обстоятельств и обязанности у указанных лиц по подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
- направление в адрес руководителя требований об уплате обязательных платежей;
- направление в адрес руководителя уведомления об исполнении обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве;
- мониторинг возможности направления уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом самостоятельно;
- проверка наличия в отношении привлекаемых к ответственности лиц решений судов общей юрисдикции, приговоров;
- расчет размера ответственности.
Для того, чтобы определить признак «Удовлетворение требований одного кредитора приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами» необходимо:
- из баланса и пояснительной записки к годовому отчету о работе предприятия установить кредиторов должника, определить долю каждого из кредиторов в общей сумме кредиторской задолженности;
- установить, что текущие активы предприятия [(стр. 290 - стр.220 - стр.230) – (стр. 621 - стр.622 - стр.625)] < (стр. 623 - стр.624), т.е. установить условие, при котором погашение за счет текущих активов предприятия кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, персоналом организации, прочими кредиторами приведет к невозможности удовлетворения задолженности перед государственными внебюджетными фондами и задолженности по налогам и сборам и наоборот;
- проверить сведения о наличии у должника кредиторов с крупным размером задолженности, включая задолженность по обязательным платежам (данные сведения могут быть не отражены в бухгалтерских балансах предприятия).
При определении признака «Обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника» возможно:
- провести анализ наличия сведений Службы судебных приставов о произведенных арестах имущества должника;
- установить соотношение стоимости арестованного имущества и стоимости всех активов должника.
При этом необходимо учитывать, что в составе активов должника может иметься дебиторская задолженность, невозможная к взысканию, запасы, не подлежащие продаже и иное имущество, обращение взыскания на которое невозможно.
Кроме того, можно руководствоваться сведениями руководителей должников, данными по запросу налогового органа в отношении перечня имущества, продажа которого сделает невозможной дальнейшую хозяйственную деятельность должника.
Для привлечения лиц к ответственности в соответствии п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве (доведение предприятия до состояния банкротства контролирующими его лицами):
- выявление должников, признанных банкротами в соответствии с решениями арбитражного суда;
- установление факта уменьшения активов должника на основании бухгалтерских балансов либо по данным анализа финансового состояния должника;
- установление основных видов деятельности должника;
- установление, в каком ведении находится имущество у должника, либо на праве какой собственности оно ему принадлежит;
- установление собственника имущества унитарного предприятия, учредителей;
- анализ документов, подтверждающих отчуждение имущества должника;
- анализ выводов, сделанных в заключении о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства);
- проверка наличия в отношении привлекаемых к ответственности лиц решений судов общей юрисдикции, приговоров;
- установление причинно-следственной связи (выбытие имущества с баланса предприятия привело к значительному сокращению выручки, прибыли, росту задолженности, увольнению сотрудников, что в совокупности привело к неплатежеспособности предприятия и к невозможности в полной мере осуществлять предусмотренную уставом деятельность. При этом до выбытия (изъятия из ведения) имущества предприятие располагало возможностью удовлетворить требования своих кредиторов за счет получения денежных средств от осуществления уставной деятельности и от реализации части имущества);
- установление вины лиц;
- расчет размера ответственности.
Нормативная база для привлечения собственника имущества – муниципального образования к субсидиарной ответственности:
Согласно п. 5 ст. 113 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В соответствии с положениями п. 7 ст. 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
При этом ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
С учетом положений ст. 295, п. 2 ст. 296 и п. 3 ст. 299 ГК РФ изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений п. 3 ст. 18 Закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
Следовательно, в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка по прекращению права хозяйственного ведения предприятия имуществом, оформленная посредством распоряжения, является ничтожной независимо от того, совершена она по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника, а распоряжение - недействительным.
В ходе процедур банкротства муниципальных предприятий, у которых прослеживаются признаки неправомерного изъятия имущества из хозяйственного ведения, необходимо своевременно, после выявления указанных признаков, поручать конкурсным управляющим (в том числе путем принятия решения на собрании кредиторов должника) обращаться в арбитражный суд с заявлениями в указанной последовательности:
1) о признании недействительными соглашений о расторжении договоров о передаче в хозяйственное ведение имущества должника, признании ничтожными сделок по отчуждению имущества должника, о признании права хозяйственного ведения на имущество;
2) об обязании администрации муниципальных образований передать в хозяйственное ведение имущество должника, незаконно изъятое ранее, если имущество не передано добровольно (в случае положительного результата п. 1).
После направления указанных заявлений и их рассмотрения в пользу конкурсного управляющего, продажи возвращенного имущества, установления невозможности погашения требований кредиторов, включенных в реестр, за счет средств, полученных от его продажи, вероятность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности возрастает. В этих случаях уже будет установлено, что действия по изъятию имущества были неправомерны, что данные действия лишили возможности муниципальное предприятие осуществлять уставную деятельность и получать прибыль для расчетов с кредиторами и что должник не смог в связи с этим удовлетворить требования кредиторов за счет стоимости имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения.
Для привлечения лиц к ответственности в соответствии п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве (к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством РФ и возложена на руководителя должника, или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ, либо если указанная информация искажена):
- выявление должников, признанных банкротами в соответствии с решениями арбитражного суда (как находящихся в процедурах, так и тех, в отношении которых процедуры завершены);
- дополнительно возможно выявление из числа должников – банкротов тех, в отношении которых проведены налоговые проверки, по результатам которых юридическое лицо привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения; в ходе данных проверок может быть установлено, что у предприятия отсутствуют документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена;
- определение системы налогообложения, применяемой предприятием (общая, упрощенная, в виде единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности или др.);
- определение перечня документов, которые предприятие обязано представлять в виде отчетности, в зависимости от применяемой системы налогообложения (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, декларации и др.);
- установление, что представленные бухгалтерские балансы и иные документы содержат недостоверные данные, данные искажены;
- анализ отчета временного управляющего по результатам проведения процедуры наблюдения в котором указано, что бухгалтерская отчетность на предприятии отсутствует, либо представлена не в полном объеме;
- изучение результатов анализа финансового состояния должника и документов бухгалтерской отчетности;
- анализ инвентаризации имущества, в ходе которой выявлено несоответствие информации представленной в отчетности;
- проверка наличия в отношении привлекаемых к ответственности лиц решений судов общей юрисдикции, приговоров;
- установление руководителя предприятия;
- расчет размера ответственности.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.11.2009) (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона о бухгалтерском учете, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации или ликвидации организации и др. случаях.
Рекомендуем другие статьи о налогах:
Автор: Иванов Иван на 07 Июль 2015
Подскажите сроки подачи искового заявления о привлечении к субсидиарной ответственности налоговым органом