ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ

Количество просмотров 16419

Дарья Тарнопольская,

Денис Савин,

юридическая фирма «Базаров, Голиков и партнеры»

Налоговые проверки – один из основных видов налогового контроля, применяемых налоговыми органами. Данная статься посвящена важным аспектам налоговых проверок, которые необходимо знать налогоплательщику, чтобы успешно пройти проверку и суметь защитить свои права и интересы во взаимоотношениях с налоговым органом.

Существует три вида налоговых проверок, которые различаются между собой по целям, срокам и месту проведения: камеральные и выездные проверки, а также проверка правильности и полноты исчисления налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Наиболее распространенными и эффективными с точки зрения выявления налоговыми органами нарушений налогового законодательства и доначисления налоговых платежей являются выездные налоговые проверки. Именно поэтому они неизменно вызывают повышенный интерес со стороны налогоплательщиков – каждая организация рано или поздно может неожиданно для себя стать объектом проведения выездной проверки.

Вместе с тем, неожиданность выездной проверки является следствием недостаточной осведомленности налогоплательщиков о принципах планирования и назначения проверок налоговыми органами. Риск проведения выездной проверки всегда прогнозируем. Более того, налогоплательщик способен не только определить дату начала выездной проверки, но и выявить направления проверки и оценить примерные суммы дополнительных налоговых начислений по ее итогам.

План проверок и предпроверочный анализ

Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно. Ими разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа и применения программного комплекса «ВНП-отбор», который автоматически отбирает компании, потенциально допустившие налоговые правонарушения.

Предпроверочный анализ представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях. Проведение такого анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также на определение оптимальных направлений ее проведения.

Информационную базу, используемую налоговой инспекцией для проведения предпроверочного анализа, составляет информация, полученная ими из внешних и внутренних источников. Источники информации разнообразны, и масштаб осведомленности налоговой инспекции о деятельности налогоплательщика может оказаться шире, чем он предполагает. К таким источникам могут быть отнесены другие налоговые и государственные органы Российской Федерации, иностранные налоговые органы, банки, физические и юридические лица. Так, к примеру, ГИБДД МВД России может сообщить налоговой инспекции о факте приобретения транспортного средства, банк – о движении денежных средств по счетам, а конкурент – об известных ему налоговых правонарушениях, допускаемых налогоплательщиком. Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность. Более того, инспекция может использовать и открытые источники информации о деятельности налогоплательщика – СМИ и Интернет.

Методологической основой проведения предпроверочного анализа является Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, которым утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок.

Юристы компании «Базаров, Голиков и партнеры» провели обширный анализ влияния введения Концепции на результативность выездных проверок и выявили, что ее применение налоговыми органами не только повысило эффективность проверок, но и оказало влияние на подходы к их организации. Так, к примеру, объем дополнительно начисленных налоговых платежей по итогам выездных проверок, проведенных налоговыми органами г. Москвы, увеличился в 2,3 раза – с 30,2 млрд. руб. в 2006 году до 70,8 млрд. руб. в 2012 году. Кроме того, проверки стали носить более целевой характер (подробнее – в «Анализе влияния введения «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» на результативность выездных проверок и на подходы к их проведению»).

Концепцией установлены 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, такие как средняя налоговая нагрузка у налогоплательщика, доля вычетов по НДС от суммы начисленного НДС, «миграция» между налоговыми органами, отклонение уровня рентабельности и т.д. Организации, показатели деятельности которых отклоняются от опубликованных критериев, как правило, включаются налоговым органом в план проверок. Таким образом, используя данные критерии, налогоплательщик имеет возможность проанализировать способы и результаты своей хозяйственной деятельности и оценить степень вероятности назначения в отношении него выездной проверки.

Конечно, избежать налоговой проверки невозможно, но регулярно отслеживая вышеуказанные критерии, снизить вероятность ее назначения вполне реально.

Критерии также могут помочь налогоплательщику оценить примерный объем налоговых претензий по результатам проверки. Однако в этом вопросе могут быть полезны и данные статистики.

Так, средняя сумма доначислений на одну выездную проверку по России в 2010 году составила 4 803 тыс. руб., в 2011 году – 5 311 тыс. руб., а в 2012 году – 6 733 тыс. руб. (из доклада М.В. Мишустина об осуществлении ФНС государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности). Соответственно, средней компании по итогам проверки стоит ожидать доначислений в сумме порядка 7 млн. рублей.

Проверка: как и что будут искать и как себя вести налогоплательщику?

Если в отношении налогоплательщика все же назначена выездная проверка, ему не помешает ознакомиться с основными принципами методологии проведения налоговыми органами проверок. Это поможет определить, в каких направлениях будет работать инспекция с целью выявления налоговых правонарушений.

Мы рекомендуем обратить внимание на следующие документы, регламентирующие порядок проведения выездных проверок:

– Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@

– Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@

Приведенные письма содержат рекомендации по проведению выездных проверок, которые могут сформировать общее понимание используемых налоговыми органами процедур и методов. В частности, в них содержится перечень анализируемых и оцениваемых документов и информации, список проводимых мероприятий налогового контроля, указаны вопросы, на которые налоговой инспекции следует обратить особое внимание в ходе налоговой проверки.

Тем не менее, ни для кого не секрет, что у налоговых органов существует не только план, устанавливающий, в отношении каких организаций целесообразно назначить выездную проверку, но и план по суммам доначислений по ее итогам. Последовательно проверяя методологические аспекты ведения налогоплательщиком налогового учета, вероятность выполнить такой план, конечно есть, однако это потребует больших временных и трудовых затрат. Соответственно, налоговая инспекция прежде всего обратит внимание на те вопросы, правонарушения по которым выявить легче, а дополнительно начисленные платежи по которым составят более значительные суммы.

В данном случае речь идет о выявлении налоговыми органами схем уклонения от уплаты налогов, а также фактов наличия взаимоотношений с фирмами-однодневками. Поэтому при оценке налоговых рисков налогоплательщика в первую очередь необходимо исследовать именно эти вопросы.

При выявлении налоговым органом потенциально недобросовестного контрагента, компании следует позаботиться о следующем:

— обеспечить наличие всех надлежаще оформленных документов по взаимоотношениям с контрагентом;

— обеспечить наличие пакет учредительных документов контрагента;

— подтвердить факт проверки контрагента посредством онлайн сервиса «Проверь себя и контрагента» на официальном сайте ФНС – nalog.ru (протокол осмотра сайта желательно также нотариально заверить);

— подтвердить экономическую выгоду, полученную в результате взаимоотношений с контрагентом.

На результаты выездной налоговой проверки также в значительной степени влияет подготовленность к ней налогоплательщика, а также его поведение в ходе ее проведения.

Итак, на что стоит обратить внимание при подготовке к выездной налоговой проверке?

Во-первых, следует произвести визуальную проверку первичных документов – их наличие и присутствие в них всех необходимых реквизитов. Кроме того, первичная документация не должна содержать какие-либо пометки, а также посторонние документы, к примеру, распечатки статей, писем, судебной практики по спорным налоговым вопросам. Также следует иметь в виду, что в рамках выездной проверки в соответствии со ст. 93.1 НК РФ проверяющие могут истребовать документы у контрагентов компании. В связи с этим, не лишним является удостовериться, что экземпляры первичных документов, хранящиеся у компании, идентичны находящимся у ее контрагентов. Сделать это рекомендуется хотя бы по ключевым и наиболее крупным контрагентам.

Во-вторых, необходимо подготовить офис, где будет производиться проверка. Здесь также не должно присутствовать ничего лишнего, а для работы сотрудников налогового органа следует выделить отдельное оборудованное помещение.

В-третьих, нельзя обойти вниманием и сотрудников компании – сообщить им о выездной проверке и проинструктировать о важных аспектах их поведения во время нее. Самое важное, о чем им нужно помнить – не стоит обсуждать рабочие вопросы в местах общего пользования и давать какие-либо комментарии инспекторам до получения повестки о вызове свидетеля на допрос в порядке ст. 90 НК РФ.

Помимо этого, целесообразно выделить сотрудника, на которого будет возложена обязанность взаимодействовать с представителями налогового органа в течение всей проверки. При этом желательно, чтобы у него уже имелся опыт прохождения налоговых проверок, а также чтобы он мог уделять необходимое количество времени проверяющим. Помимо выделенного ответственного лица, иные сотрудники компании не должны контактировать с инспекторами либо, в отдельных случаях, давать пояснения в его присутствии.

Теперь несколько слов о поведении налогоплательщиков уже в ходе выездной проверки.

Хотелось бы обратить внимание на порядок предоставления документов инспекторам в ходе проверки. Все документы, запрашиваемые в виде копий или в электронном виде, должны быть истребованы в порядке ст. 93 НК РФ. Это означает, что налогоплательщику не следует ничего предоставлять лишь по устному требованию инспектора. Кроме того, хотелось бы отметить, что даже при получении требования о предоставлении документов, не стоит стремиться тут же его исполнить. Конечно, необходимо соблюсти сроки, предусмотренные Налоговым кодексом. Однако, предоставление документов в последний день предусмотренного срока поможет компании затянуть налоговую проверку и тем самым проверяющие будут располагать меньшим временем для выявления налоговых правонарушений.

В ходе проверки важно также установить хороший личный контакт с проверяющими – вести себя дружелюбно, не проявлять агрессии или недовольства, предоставить им комфортные условия для работы. В тоже время представители налоговых органов должны понимать, что порядок проведения проверок налогоплательщику известен и нарушения своих прав он не допустит.

Результаты проверки: как оспорить?

По результатам выездной проверки составляется акт проверки, который содержит в себе сведения о проведенных в ее ходе мероприятиях налогового контроля, о подтвержденных документально фактах налоговых правонарушений, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте, он имеет право в течение одного месяца со дня его получения представить свои письменные возражения. После рассмотрения материалов проверки с учетом представленных возражений по итогам проверки будет вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. На принятие решения налоговому органу дается 10 дней с момента истечения срока для представления письменных возражений на акт проверки.

В случае несогласия компании с принятым решением, она может в течение года подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Если по итогам рассмотрения жалобы будет вновь вынесено решение, не удовлетворяющее налогоплательщика, у него есть еще три месяца, чтобы оспорить его в судебном порядке.

Обращаем внимание, что в ходе обжалования решения налогового органа налогоплательщик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения налогового спора, то есть в суд можно обратиться только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе.

Надеемся, что приведенная в статье информация окажется полезной и поможет налогоплательщику не растеряться, получив решение о назначении в отношении него выездной налоговой проверки.

 

Похожие статьи на тему «Проверки»:

Комментариев (4)

  1. Налоговая инспекция вправе одновременно проводить выездную и камеральную проверки по одним налогам и за один период | Блог Фискала - блог п

    […] лишь одно ограничение: на проведение двух и более выездных проверок по одним налогам и за один период. Отталкиваясь от […]

    26 марта 2014 в 10:48

  2. Антонина

    Здравствуйте! У меня такой вопрос: Если проводится повторная проверка с целью контроля вышестоящими органами нижестоящих налоговых органов и выявляется нарушение у организации, то будут ли применены санкции к организации??

    20 июля 2015 в 22:28

  3. Денис Савин

    Антонина,

    Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

    21 июля 2015 в 21:50

  4. Alex Carin

    может ли быть назначена выездная налоговая проверка, если ИП в армии? есть представитель с нотариальной доверенностью

    13 августа 2015 в 22:12

Ваш комментарий



Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27