Когда повторная выездная налоговая проверка правомерна, а когда нет?
Количество просмотров 6955
В прошлом году Конституционным судом РФ (далее по тексту — КС РФ) было принято ужаснувшее налоговые органы Постановление от 17 марта 2009 г. N 5-П, в котором КС РФ признал положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1), 57 и 118 (части 1 и 2), в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными.
В связи с данным Постановлением КС РФ налоговые органы практически перестали проводить повторные выездные налоговые проверки, в большинстве своем ограничившись повторными выездными налоговыми проверками по факту сдачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации «на уменьшение». В свою же очередь многие арбитражные суды стали «заворачивать» все решения по повторным выездным налоговым проверкам «притягивая» их к данному Постановлению КС РФ.
В декабре 2009 года ВАС РФ в своем Определение от 29 декабря 2009г. N ВАС-14585/09 дал более доходчивое объяснение позиции КС РФ изложенной в Постановлении от 17 марта 2009 г. N 5-П, которое заключается в следующем. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 5-П правовая позиция основана на недопустимости повторной выездной налоговой проверки, если предполагается, что ее результаты могут вступить в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными не пересмотренным по установленной процессуальной процедуре судебным актом.
В результате выводов изложенных КС РФ и ВАС РФ есть только один случай, в котором результаты повторной выездной налоговой проверки могут быть признаны незаконными. Это случай, когда налоговая инспекция, проводя выездную налоговую проверку, находит налоговое правонарушение и проигрывает его в суде. Вышестоящий налоговый орган в свою очередь проводит повторную выездную налоговую проверку и вменяет налогоплательщику те же налоговые правонарушения, которые налоговой инспекцией уже были проиграны в суде.
При этом ВАС РФ обращает внимание на то, что в случае если налоговая инспекция проиграла в суде по формальным обстоятельствам, тогда вышестоящий налоговый орган имеет право в ходе повторной налоговой проверки вменить налогоплательщику те же нарушения, что и налоговая инспекция.
Игорь
В декабре 2009 года ВАС РФ в своем Определение от 29 декабря 2009г. N ВАС-14585/09
все, налорг давеча продул это дело в Президиуме )))))
6 апреля 2010 в 19:23
Фискал
Игорь, поделись ссылочкой на Президиум ВАС РФ ?
6 апреля 2010 в 22:46
Игорь
пока только известено, что 16.03.2010 г. Президиум ВАС рассмотрел это дело.
известна резолютивка. а полный текст суд акта пока на сайте ВАС пока отсутствует
(вот все исходники по № в каждой инстнации
ВАС-14585/2009
Ф06-6307/2009
12АП-2254/2009
А12-681/2009)
12 апреля 2010 в 23:51