Когда повторная выездная налоговая проверка правомерна, а когда нет?

Количество просмотров 6955

В прошлом году Конституционным судом РФ (далее по тексту — КС РФ) было принято ужаснувшее налоговые органы Постановление от 17 марта 2009 г. N 5-П, в котором КС РФ признал положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1), 57 и 118 (части 1 и 2), в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными.

В связи с данным Постановлением КС РФ налоговые органы практически перестали проводить повторные выездные налоговые проверки, в большинстве своем ограничившись повторными выездными налоговыми проверками по факту сдачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации «на уменьшение». В свою же очередь многие арбитражные суды стали «заворачивать» все решения по повторным выездным налоговым проверкам «притягивая» их к данному Постановлению КС РФ.



В декабре 2009 года ВАС РФ в своем Определение от 29 декабря 2009г. N ВАС-14585/09 дал более доходчивое объяснение позиции КС РФ изложенной в Постановлении от 17 марта 2009 г. N 5-П, которое заключается в следующем. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 5-П правовая позиция основана на недопустимости повторной выездной налоговой проверки, если предполагается, что ее результаты могут вступить в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными не пересмотренным по установленной процессуальной процедуре судебным актом.

В результате выводов изложенных КС РФ и ВАС РФ есть только один случай, в котором результаты повторной выездной налоговой проверки могут быть признаны незаконными. Это случай, когда налоговая инспекция, проводя выездную налоговую проверку, находит налоговое правонарушение и проигрывает его в суде. Вышестоящий налоговый орган в свою очередь проводит повторную выездную налоговую проверку и вменяет налогоплательщику те же налоговые правонарушения, которые налоговой инспекцией уже были проиграны в суде.

При этом ВАС РФ обращает внимание на то, что в случае если налоговая инспекция проиграла в суде по формальным обстоятельствам, тогда вышестоящий налоговый орган имеет право в ходе повторной налоговой проверки вменить налогоплательщику те же нарушения, что и налоговая инспекция.

 

 

Похожие статьи на тему «Налоговые споры»:

Комментариев (3)

  1. Игорь

    В декабре 2009 года ВАС РФ в своем Определение от 29 декабря 2009г. N ВАС-14585/09

    все, налорг давеча продул это дело в Президиуме )))))

    6 апреля 2010 в 19:23

  2. Фискал

    Игорь, поделись ссылочкой на Президиум ВАС РФ ?

    6 апреля 2010 в 22:46

  3. Игорь

    пока только известено, что 16.03.2010 г. Президиум ВАС рассмотрел это дело.
    известна резолютивка. а полный текст суд акта пока на сайте ВАС пока отсутствует

    (вот все исходники по № в каждой инстнации
    ВАС-14585/2009
    Ф06-6307/2009
    12АП-2254/2009
    А12-681/2009)

    12 апреля 2010 в 23:51

Ваш комментарий



Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27