Система документов позволяющих осуществлять контроль за объемами и количеством добытых полезных ископаемых

Оставить комментарий

Количество просмотров 6357

Рубрики

»

1. Документы, используемые Инспекцией для проведения проверок недропользователей, в частности к ним относятся:

— I часть НК РФ, в частности п. 9 ст. 88 позволяет при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговым органы помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

— Глава 26 НК РФ;

— Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

— Приказ МНС РФ от 02.04.2002 г. № БГ-3-21/170 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» налогового кодекса Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 «Об утверждении нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»;

— Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 г. № 899 «Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего производства»;

— Стандарты качества на добытое полезное ископаемое ОСТ 51.40-93 от 01.10.1993 «газы горючие природные, поставляемые и транспортируемые по магистральным газопроводам», ОСТ 51.58-79 «Конденсаты газовые. Технологическая классификация», технические условия (ТУ), стандарты предприятия (СТП) на нестабильный конденсат);

— Гос. статистическую отчетность по форме 6-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа», 1-лс «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья», 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», 2-ТЭК (газ) «Сведения по эксплуатации газовых скважин», 1-ТЭК (нефть) «Сведения по эксплуатации нефтяных скважин»;

— Лицензии на право пользования недрами с Договором (лицензионным соглашением) об условиях пользования недрами, а также дополнения к договору (лицензионному соглашению) распространяющие свое действие на проверяемый период;

— Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности утв. Федеральным горным и промышленным надзором от 05.06.2003 № 56 (потери, скважины, УКПГ и т.д.).

— РД (распорядительный документ) 153-39.0-111-2001 «Методика определения нормативов потерь и норм расхода природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих предприятий» ООО ВНИИГАЗ 2001;

— Инструкция о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых (РД-07-203-98, утв. Постановлением Госгортехнадзора от 17.09.1997 № 28);

— Правила разработки газовых и газоконденсатных месторождений разработанные ВНИИ природных газов и газовых технологий (ВНИИгаз) от 1994 года.

— «Методическое руководство по подсчету балансовых и извлекаемых запасов конденсата, этана, пропана, бутанов, неуглеводородных компонентов, определению их потенциального содержания в пластовом газа, учету добычи конденсата и компонентов природного газа» согласованное с ОАО «Газпром», Государственной комиссией запасов (ГКЗ) и Госгортехнадзором 1990 г.

— Технический проект разработки или эксплуатации месторождений, Проекты технико-экономического обоснования разработки и эксплуатации месторождений, Проекты опытно-промышленной эксплуатации залежей (научные исследования по совершенствованию проектированию и сопровождению проектов разработки газовых, газоконденсатных газоконденсатно-нефтяных месторождений);

2. Особенности проверки отдельных показателей количества добытых полезных ископаемых.

При определении количества добытых полезных ископаемых Инспекцией используется ряд документов, как представленных налогоплательщиком в Инспекцию в ходе предыдущих выездных и камеральных проверок (налоговые декларации, учетную политику и др.), так и информацию, которую мы получаем из внешних источников. К внешним источникам, в частности, относится информация, полученная из Ростехнадзора, Росприроднадзора, Роснедр, Федеральной службы статистики.

Цель такого исследования заключается в контроле правильности отражения налогоплательщиком количества добытых полезных ископаемых.

Первый документ, на который необходимо обратить внимание это Приказ (выписка) по учетной политике налогоплательщика. Анализ этого документа необходим для того, чтобы определить какой метод учета количества добытого полезного ископаемого применяется налогоплательщиком. В частности, необходимо выяснить, применяемый налогоплательщиком метод учета распространяется на какое-то конкретное месторождение и вид добываемого полезного ископаемого, или на все разрабатываемые или эксплуатируемые недропользователем месторождения.


Следующие документы которые заслуживают внимания это Технические проекты разработки или эксплуатации месторождений, Проекты технико – экономического обоснования разработки или эксплуатации месторождений, Проекты опытно-промышленной эксплуатации залежей, к этим же проектам относятся научные исследования по совершенствованию, проектированию и сопровождению проектов разработки газовых, газоконденсатных, газоконденсатно–нефтяных месторождений. В этих документах закреплены условия пользования недрами, запасы газа и конденсата, результаты пробной эксплуатации скважин, методы и способы определения количества, объемов и качества добываемых полезных ископаемых, также в них имеются технологические схемы добычи с указанием замерных узлов (в т.ч. хозрасчетные и коммерческие) помимо этого, в этой проектной документации имеется большее количество информации, которая может быть полезной не только для целей исчисления НДПИ.

Данные документы в обязательном порядке должны быть согласованы с органами, осуществляющими надзор в сфере природопользования.

При анализе указанных выше документов нужно обратить внимание на наличие у недропользователя конденсатных и нефтяных оторочек в разрабатываемых или уже эксплуатируемых месторождений и залежей. При совместном анализе проектных документов с динамикой фонда скважин выявляется наличие мощностей у предприятия для добычи попутных с газом нефти или конденсата, которые в обязательном порядке подлежат налогообложению (п.1 ст.337 НК РФ в целях настоящей главы указанные в пункте 1 статьи 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).

Еще один из документов, который предусматривает проверку правильности определения налогоплательщиком объемов добытых полезных ископаемых являются — статистическая отчетность по форме №1-ЛС. Данная форма интересна тем, что при добыче недропользователем газового конденсата либо газа следует обратить внимание на раздел 4 «Сведения об объемах добычи углеводородного сырья», в частности, необходимо проанализировать, не превышает ли объем и количество добытого ПИ 10 % между фактическим выполнением за отчетный период и установленным в лицензии или проектном документе объемов добычи. При выявлении данного факта нарушения условий лицензионного соглашения необходимо сообщить в органы осуществляющие контроль в сфере природопользования.

Помимо этого, если налогоплательщик осуществляет добычу стабильного конденсата (углеводороды категории С5+выше), то в данной форме будет отражено только количество нестабильного конденсата. В связи с этим, необходимо сопоставить данные форм 1-ЛС и 6-ГР так как в форме 6-гр отражается количество того полезного ископаемого которое стоит у него на государственном балансе, это не обходимо для определения объема конкретного вида полезного ископаемого добытого на конкретном месторождении из конкретной залежи.

В целях определения объема газа и конденсата также рекомендуется провести анализ годовой статистической отчетности по форме 2-ТЭК (газ) утв. Федеральной службой гос. статистики от 27.07.2004 № 33. При истребовании статистической информации у налогоплательщика, рекомендуется обратить внимание на отметку в получении данной отчетности контролирующего органа.

Форма 2-ТЭК (газ) необходима для определения какое количество и вид скважин было задействовано в добыче того или иного полезного ископаемого, а также движение газа и конденсата с начала года.

Данную отчетность необходимо сопоставить со сводными показателями уровня добычи газа и конденсата, т.е. месячные эксплуатационные рапорты которые формируются на основании почасовых рапортов (каждые 2 часа), посуточные рапорты, ежемесячными балансами газа и конденсата, ежемесячными материальными балансами по установкам промысловой подготовки газа УППГ или установкам комплексной подготовки газа УКПГ.

К сводной документации учета газа и конденсата также относятся и месячные отчеты о работе газовых и газоконденсатных скважин иными словами «фонд скважин» либо «динамика фонда скважин».

Теперь немного подробней остановимся на месячных эксплуатационных рапортах, это документ в котором указываются номера скважин и кустов, на которых они расположены, глубина спуска НКТ (т.е. насосно-компрессорная труба), забой, наименование и вид месторождения, название и номер разрабатываемого или эксплуатируемого пласта, объем или количество добытого полезного ископаемого за сутки (суточный дебит) за месяц, с начала года и с начала разработки, в том числе в этом документе указываются и потери, произведенные по каждой скважине также за сутки, месяц, год, и с начала эксплуатации скважины. Месячные эксплуатационные рапорты анализируется с тех. проектом и ежемесячной динамикой фонда скважин это необходимо для того, чтобы знать на какой пласт или залежь работает скважина (т.е. какое количество полезного ископаемого добывает отдельная скважина в конкретный период времени).

Также на количество добытого полезного ископаемого предприятием составляются акты о приеме – сдачи добытых ПИ (газ, конденсат) между промысловыми подразделениями на которых ведется непосредственный учет добытого полезного ископаемого и УКПГ (установка комплексной подготовки газа) или УППГ (установка промысловой подготовки газа). В этих Актах приема-сдачи фиксируется, какое количество полезного ископаемого было добыто непосредственно на промысле, и какое количество было передано на УКПГ или УППГ для доведения добытого полезного ископаемого до ГОСТа, ОСТа, СТП, СТО или ТУ. Эти показатели сравниваются с ежемесячным балансом газа и конденсата, также эти акты сопоставляются с МЭРами. Сводные документы по контролю объемов и количества добываемых полезных ископаемых формируются предприятием в соответствии с самостоятельно разработанными методиками.

Еще один документ, в котором Вы можете увидеть какое количество и в какой период времени было выпущено газа в атмосферу, утилизировано либо списанного в потери при исследования скважин после бурения и капитального ремонта, является паспорт скважины. Этот документ заслуживает внимание тем, что объем газа выпущенного в атмосферу или утилизированного при исследовании скважины после капитального ремонта, должен включатся в налогооблагаемую базу по НДПИ в части газа, так как данный вид потерь происходит не в процессе добычи полезного ископаемого, а в рамках капитального ремонта, т.е. на скважине фактически не осуществляется добыча. На практике, данный вид потерь предприятия списывают в числе нормативных потерь по ставке 0 руб., что является нарушением п. 1 ст. 342 НК РФ. Так как данное нарушение очень распространено среди неропользователей проверка данного нарушения Инспекцией проводится практически сплошным методом (п. 3 ст. 339 НК РФ Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений). Одновременно с записью в паспорт скважины информации о работах по капитальному ремонту и исследованию, оформляются «актами выпуска газа в атмосферу при исследовании», либо «актами утилизации газа при исследовании скважин».

Помимо этого организациями ежемесячно составляются акты на списание потерь газа и конденсата при добыче, подготовке, транспортировке и хранению. К этим Актам относятся расчеты сверхнормативных потерь газа по лицензионным участкам, акты расхода газа на собственные технологические и нетехнологические нужды которые делятся на топливные и не топливные. Эти справки и акты также сопоставляются с данными первичных сводных документов (МЭРы, промысловые рапорты и т.д.), Более детально вопрос потерь при добыче будет освещен в выступлении моих коллег.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проверка количества и объема добытых полезных ископаемых возможна только при анализе и сопоставлении различных форм и видов документов, как имеющихся в инспекции, так и полученных непосредственно у самого налогоплательщика в ходе камеральных и выездных проверок, с обязательным анализом информации из внешних источников.

Кроме того, учитывая, что наименования и формы некоторых документов, используемые предприятиями, устанавливаются непосредственно самим недропользователем, рекомендуется в ходе проводимой проверки изучать и руководствоваться схемой документооборота налогоплательщика.

 

Похожие статьи на тему «Всё про налоги»:

Комментариев нет

No comments yet.

Ваш комментарий



Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27