Налогообложение экспорта в Казахстан
В сегодняшней статье я рассмотрю вопрос налогообложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль экспорта в Казахстан, а так же коснусь налоговых рисков, которые могут возникнуть по экспортным сделкам.
Налогообложение НДС экспорта в Казахстан
В соответствии со ст. 146-147 Налогового кодекса РФ отгрузка товара (в том числе в Казахстан) является объектом обложения НДС.
Применение НДС в рамках таможенного союза осуществляется на основании Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г. (далее — Соглашение) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (далее — Протокол).
Согласно Соглашению при вывозе товаров с территории одного государства — члена таможенного союза на территорию другого государства — члена таможенного союза применяется «нулевая» ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта. При этом НДС по таким товарам взимается на территории другого государства — члена таможенного союза при их ввозе.
Перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, установлен п. 2 ст. 1 Протокола. Данные документы необходимо представить в налоговые органы в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товара. При не предоставлении соответствующих документов в указанный срок налог уплачивается по ставке 18% за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товара. При этом под датой отгрузки товара понимается дата составления первого во времени первичного бухгалтерского документа.
В случае представления налогоплательщиком соответствующих документов, в более поздний период по истечении 180 дней, уплаченная ранее сумма НДС, подлежит вычету (п. 3 ст. 1 Протокола).
Налогообложения налогом на прибыль экспорта в Казахстан
Выручка, полученная налогоплательщиком от экспорта в Казахстан в целях определения налогооблагаемой прибыли признается доходом от реализации (п.п. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 271 и п. 1 ст. 39 НК РФ датой признания дохода от реализации признается дата перехода права собственности на товар.
Риски налоговых претензий по экспорту в Казахстан
Правильность применения цен
Согласно п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Соответственно при экспорте в Казахстан цена товаров (работ, услуг) должна соответствовать рыночным ценам, определенным согласно ст. 40 НК РФ. Если же цена данного контракта не соответствует рыночным ценам, то существуют риски доначисления налогов налоговыми органами исходя из рыночных цен.
Частые налоговые претензии по экспорту
Так же необходимо заметить, что по общедоступной информации в интернете известно, что в налоговых органах стараются любыми способами отказать в возмещении НДС из бюджета, поэтому надо быть готовым к налоговым претензиям и соответствующим расходам на защиту в налоговом споре по возмещению НДС. Вот основные претензии, которые часто используют налоговики при мотивировке отказа в возмещении НДС:
- Экспортер не может применить нулевую ставку по НДС, следовательно, принять налог к вычету, если не получена выручка по сделке.
Минфин РФ в письме письмо от 28 августа 2007 г. № 03-07-08/241 высказал точку зрения, из которой следует, что к вычету можно принять ту часть НДС, которая соответствует размеру фактически поступившей выручки. Аналогичные выводы сделаны в Постановление ФАС Уральского округа от 13 марта 2008 г. № Ф09-1486/ 08-С2.
- Выручка поступила не на тот счет, который указан в контракте
Суды не поддерживают данный довод налоговых органов, см. постановления ФАС Московского округа от 20 сентября 2007 г. № КА-А40/8406-07 и от 24 апреля 2007 г. № КА-А41/2718-07; ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2006 г. № Ф04-7193/2006 (27953-А70-25). Однако, предпочтительно в контракте определить счет или перечень счетов на которые может поступать оплата за экспортируемый товар.
- Такое средство платежа как вексель статьей 165 Налогового кодекса РФ не предусмотрено (письмо ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886@).
Суды придерживаются иной точки зрения: оплата экспортной продукции векселем не может служить причиной для отказа в применении ставки 0 процентов. См. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23 мая 2007 г. № Ф04-2962/2007 (34232-А03-42), ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 марта 2007 г. № А78-4061/ 06-Ф02-1004/07.
- Экспортную продукцию оплачивает не сам покупатель, а третье лицо.
Судьи не поддерживают такой подход — постановления ФАС Поволжского округа от 25 сентября 2007 г. № А06-2328/ 2007-24, ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2007 г. № А56-46997/2005, ФАС Центрального округа от 15 августа 2007 г. № А48-3670/06-8.
- Неправильное оформление документов, подтверждающих экспорт.
Как правило «неправильное оформление документов» заключается в требованиях налоговиков, которые законодательством не установлены. Например: на таваросопроводительных документах отсутствуют отметки таможенного органа (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.05.03 № А29-9002/02А); Отсутствует информация о конкретном порте разгрузки (см. постановление ФАС Уральского округа от 20.01.03 № Ф09-2889/02-АК)
- Несоответствие между сведениями, представленными экспортером, и данными, полученными налоговиками от таможни (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.03 № А11-3074/2002-К2-1243)
- Неправильное оформление платежных документов
- Налоговики не получили подтверждение от контрагента в результате проведения встречной проверки (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 января 2008 г. по делу № А66-8772/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 18 марта 2008 г. по делу № А38-2683/2007-4-222, ФАС Поволжского округа от 1 февраля 2008 г. по делу № А65-6673/2007)
Аля
«Например: на таваросопроводительных документах отсутствуют отметки таможенного органа »
а это и не предусмотрено, вроде как
17 Май 2011 в 18:26