Законодательство РФ, регулирующие действия договоров «аутстаффинга»
Количество просмотров 5901
Здравствуйте, уважаемые читатели блога про налоги и налоговый контроль «Блог Фискала»! Сегодня рассмотрим законодательство, регулирующее действие договоров «аутстаффинга».
Кстати, как многие из Вас заметили, за последнее время я уже написал целую серию статей про аутстаффинг, но эта статья особенная! – она последняя 😉 Поэтому, сначала я напомню о том, что мы узнали про аутстаффинг за это время:
— В чем разница между договором «аутстаффинга» и договором «аутсорсинга»?
— Можно ли учесть в составе расходов по налогу на прибыль затраты по договору «аутстаффинга»?
— Налоговые риски по договору «аутстаффинга»
— Первичные документы, подтверждающие осуществление операций по договору «аутстаффинга»
Предметом договора «аутстаффинга» являются услуги организации-исполнителя по подбору и направлению работников для выполнения ими определенных функций в интересах заказчика.
По договору «аутстаффинга» заказчик за определенное вознаграждение использует труд работников другой организации.
Гражданское и трудовое законодательство не регулирует правоотношения по договорам «аутстаффинга». Заключение таких договоров возможно лишь исходя из условия свободы договора, установленной п. 2 ст. 421 ГК РФ:
«Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами».
Притом, что законодательство РФ не регулирует «аутстаффинг», его законность следует из сложившейся судебной практики (Постановление ФАС УО от 01.06.2009 № Ф09-3407/09-С2, Постановление ФАС СЗО от 07.03.2008 № А56-51808/2006), а потому риск применения подобных договоров связан лишь только с подтверждением экономической обоснованности (ст. 252 НК РФ) расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль.
Законность договоров «аутстаффинга» (предоставления персонала) так же коственно подтверждается положением пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, можно относить «…расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями…».
Стоит отметить, что в договоре «аутстаффинга» нельзя указывать, что его предметом являются работники, так как люди не относятся к объектам гражданских прав (ст. 129 ГК РФ) и договор с таким условием будет признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ (недействительность сделки, не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов).
На договор «аутстаффинга» распространяются общие нормы о договоре возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Договор считается заключенным, если сторонами согласованы предмет договора, стоимость услуг, порядок оплаты, права и обязанности сторон, условия предоставления персонала (в том числе количество привлекаемых работников определенной профессии и квалификации), срок действия договора, порядок приемки услуг. Аналогичный вывод содержат следующие судебные решения: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2008 г. № 10АП-180/2008; Постановление Десятого ААС от 06.11.2009 № 10АП-5226/2009, Постановление ФАС СЗО от 23 декабря2008 г. № А56-25656/2007.
Примечание
В конце 2010 года в Госдуму РФ по инициативе «Единой России» был внесен на рассмотрение законопроект, который должен был запретить предоставление персонала «в аренду» (договоры «аутстаффинга»). Этот законопроект поднял волну дискуссий и споров, прошел первое чтение и включен в примерную программу решением Государственной Думы на 2011 год. Однако до сегодняшнего момента больше этот вопрос не поднимался.
ВЫВОД: Договоры «аутстаффинга» не регулируются гражданским и трудовым законодательством, при этом их правомерность подтверждается судебной практикой. К договору «аутстаффинга» рекомендуется применять положения гл. 39 ГК РФ (договор возмездного оказания услуг).
Комментариев нет
No comments yet.
Ваш комментарий