Материалы проверки рассмотрел зам, а подписал начальник

ВОПРОС:

В отношении нашей организации проведена выездная налоговая проверка. Не согласившись с выводами проверяющих, мы представили свои возражения на акт проверки, которые вместе с  актом и другими материалами проверки рассматривал заместитель начальника инспекции.

Итоговое решение о привлечении Общества к налоговой ответственности подписано начальником инспекции, который фактически на рассмотрении материалов проверки отсутствовал.

Может ли указанное обстоятельство повлиять на признание решения налогового органа недействительным?

ОТВЕТ:

В данном случае имеет место нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которое привело к нарушению прав общества, в том числе оно было лишено возможности дать пояснения относительно выводов проверяющих и материалов налоговой проверки непосредственно лицу, которое вынесло решение.

Исходя из системного толкования положений статьи 101 Налогового кодекса РФ материалы налоговой проверки и возражения налогоплательщика на акт налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа путем непосредственного исследования всех имеющихся доказательств при условии обеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки с последующим принятием решения по результатам рассмотрения материалов проверки тем же должностным лицом налогового органа. Нарушение данного условия может привести к принятию неправомерного решения. А это обстоятельство является основанием для отмены решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).


Кроме того, тот факт, что решение подписало другое лицо, по сути, означает, что это лицо заново рассматривало материалы проверки. Причем в отсутствие налогоплательщика (его представителя) и без надлежащего извещения об этом. Следовательно, нарушены существенные условия процедуры рассмотрения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Таким образом, у Вашей организации имеются все основания для отмены решения налогового органа в административном или судебном порядке.

На это указывает и обширная судебная практика по аналогичным спорам (Постановления Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2010 № А53-2224/2010, от 15.09.2010 № А53-31750/2009, от 11.08.2010 № А53-26002/2009, от 09.08.2010 № А53-19025/2009, от 13.07.2010 № А32-13742/2009-45/252, от 25.12.2009 № А32-20236/2008-46/286-46/401 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 30.04.2010 № ВАС-5030/10), ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.09.2009 № А33-13636/08, от 07.05.2009 № А69-2200/08-12-Ф02-1914/09 и другие).

Айшан Виктория Борисовна,

начальник юридического отдела

Консалтинговое объединение ФАКТОР ГРУПП

Советник налоговой службы II ранга

Фактор Групп

 

Похожие статьи на тему «Консультации по налоговым проверкам и налоговым спорам»:

1 комментарий

  1. Олег

    Такое ощущение, что суды читают там, где им удобно. И что такое «системное толкование»? Они что, по кишкам гадают? Как и чем нарушили права налогоплательщика? Непонятно…

    10 Февраль 2011 в 22:57

Ваш комментарий



Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27