Выездные проверки налогоплательщиков, имеющих филиалы
Количество просмотров 3315
Статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выездные налоговые проверки филиалов могут проводиться налоговыми органами как в рамках проверки всей деятельности организации, так и независимо от проверки самого налогоплательщика.
В настоящее время организация проверок организаций, имеющих разветвленную филиальную сеть, — наиболее трудно реализуемая, так как для ее осуществления необходимо предельно четко скоординировать действия разных Управлений и инспекций, правильно расставить приоритеты и грамотно определить круг проверяемых объектов и вопросов.
Регламент выездных налоговых проверок, предусматривающий порядок проведения проверок организаций, имеющих разветвленную филиальную сеть отменен. Вместе с тем, основные процедурные вопросы и технология проведения проверок таких организаций, актуальны и сейчас.
Организацию выездных налоговых проверок налогоплательщиков с одновременной проверкой филиалов осуществляют налоговые органы по месту нахождения или администрирования организации.
Перед Инспекцией, которая организует проверку организаций, имеющих разветвленную филиальную сеть, стоит несколько задач.
На стадии предпроверочного анализа основными из них являются:
- установить влияние показателей деятельности отдельных филиалов на финансово-экономические результаты работы организации в целом,
- установить порядок формирования доходов и расходов налогоплательщика,
- установить организацию хранения первичных документов.
Источниками информации для выполнения этой задачи являются материалы, которые могут быть получены в ходе камеральных налоговых проверок (анализ движения денежных средств по расчетному счету налогоплательщика, товарных потоков, результаты истребования документов в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса) или из внешних источников.
Результатом проведенного анализа становятся предложения по включению проверок филиалов в план Управления, а также направление предложений о включении в план проверок других Управлений.
Необходимо отметить, что после проведенного предпроверочного анализа и выбора объектов проверки, налоговый орган, организующий проведение проверки, направляет по месту нахождения организации запрос о выделении должностных лиц для проведения проверки филиала в срок — не позднее, чем за один месяц до начала квартала, в котором запланировано начало проведения выездной налоговой проверки.
Не позднее следующего рабочего дня решения о проведении выездной налоговой проверки направляются сопроводительным письмом налоговым органам по месту нахождения каждого филиала.
К сопроводительному письму прикладываются документы:
- сведения о результатах анализа хозяйственной деятельности налогоплательщика;
- структура организации налогоплательщика и порядок ведения документооборота;
- порядок и сроки представления отчетов о работе бригады;
- порядок и сроки представления проекта раздела акта по обособленному подразделению;
- иные необходимые материалы.
Задание на проведение мероприятий налогового контроля и необходимые материалы могут также направляться в ходе проведения выездной налоговой проверки.
Решение о проведении выездной налоговой проверки доводится до сведения руководителя или уполномоченного им лица филиала организации непосредственно после прибытия проверяющих по месту нахождения филиала.
Одновременная проверка филиалов организации проводится в течение общего срока проведения проверки.
Несмотря на то, что Инспекция направляет налоговым органам по месту нахождения филиалов запрос о выделении должностных лиц для проведения комплексной проверки филиалов, территориальными налоговыми органами нередко выделяются специалисты только для проверки НДФЛ, ЕСН, транспортного налога т.д. Не выделяются должностные лица для проведения проверки налога на прибыль и НДС, мотивируя это тем, что филиал не наделен обязанностью по уплате федеральных налогов.
Как показывает практика проведения выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков, например, энергетической отрасли, в филиалах формируются регистры налогового учета, налоговые активы и обязательства, отражаемые бухгалтерскими записями с учетом требований ПБУ 18/02, а также показатели декларации по налогу на прибыль по деятельности филиала, ведутся книги покупок и книги продаж (впоследствии они суммируются с показателями головного подразделения для составления сводных деклараций). Кроме того, вся первичная документация ведется и хранится на филиалах, поэтому инспекция, где стоит филиал проверяет исчисление и уплату налога на прибыль, НДС, имущества и другие налоги, а так же по согласованию с инспекцией, организующей проверку, определяет необходимость истребования документов у контрагентов налогоплательщика в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса.
Справка об окончании выездной налоговой проверки филиала территориальным налоговым органом по месту налогового учета филиала не составляется, а оформление результатов выездной налоговой проверки регулируется нормами статьи 100 НК РФ.
При написании разделов актов проверяющими в обязательном порядке делаются ссылки на первичные документы налогоплательщика, ссылки на номера и пункты требований налоговых органов, которыми истребованы документы, на которых основано описание нарушения.
Формальный подход при проведении проверок.
О формальном подходе к проверке налогоплательщиков, имеющих в своем составе филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения говорят проблемы, с которыми сталкивается почти каждый налоговый орган, когда речь идет о таких проверках налоговые органы:
- направляют предложения по филиалам, которые сняты с учета;
- указывают период проверки, ранее проверенный или период проверки, более ранний, чем постановка на учет филиала;
- остаются, без исполнения письма по включению в план филиалов (представительств), обособленных подразделений Управлениями ФНС России по субъекту Российской Федерации.
- для проведения проверки, как правило, направляются специалисты, имеющие не большой или не имеющие опыт работы, необходимой квалификации для всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В результате проверки остаются мало результативными.
Эффективное взаимодействие налоговых органов при проведении проверок налогоплательщиков, имеющих разветвленную филиальную сеть является основой результативной выездной налоговой проверки.
В статье использованы материалы семинара ФНС России (докладчик Лобова И.А.)
Комментариев нет
No comments yet.
Ваш комментарий