Комментарий к изменениям в статье 15.11 КоАП РФ
Количество просмотров 2550
Автор статьи — Евгений Власов, младший юрист BGP Litigation
8 сентября 2015г. Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – проект). Данным Проектом предлагаются меры по повышению эффективности пресечения грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе ведения «двойной бухгалтерии».
Так, предлагается увеличить размеры штрафных санкций и установить их пределы в размере от пяти до десяти тысяч рублей. Напомним, что согласно действующей редакции, пределы штрафной санкции установлены в промежутке от двух до трех тысяч рублей. Также, за совершение повторного административного правонарушения предлагается установить административное наказание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати тысяч рублей или дисквалификации.
Также законопроектом дополняется состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством о бухгалтерском учете (регистрация не имевших место фактов хозяйственной жизни, мнимых, притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета и другие). Понятие «мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета» содержится в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон). Кроме того, законопроектом устанавливается ответственность за отсутствие документов бухгалтерского учета, подлежащих хранению в соответствии с требованиями Федерального закона.
Как декларирует законодатель, принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию административного законодательства, повышению эффективности пресечения грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечению реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности. Однако, как это получится на практике, можно будет судить только через некоторое время, когда у судей сложится определенная позиция по вопросу применения данной нормы.
Распространятся новая редакция нормы, изложенной в ст.15.11 КоАП РФ будет только на правонарушения, совершенные после вступления в силу Федерального Закона, вносящего такие изменения, так как по общему правилу, закон обратной силы не имеет. Однако, в Законе может быть прямое указание на действие этого Закона на правоотношения, возникшие до момента его вступления в силу. В таком случае, ответственность будет ограничена лишь сроком исковой давности по таким правонарушениям. В настоящее время за нарушение законодательства о бухгалтерском учете исковая давность составляет три месяца. Но, учитывая периодичность проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.11 КоАП, в статью 4.5 КоАП также вносятся изменения, устанавливающие срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, равного двум годам со дня совершения административного правонарушения.
Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3 — 15.9, 15.11 КоАП РФ. В настоящее время дела об административных нарушениях в области налогов и сборов, предусмотренных КоАП РФ, занимают весомое место в общем объеме дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мировых судей и судей районных судов. Субъектами данных правонарушений являются должностные лица организаций и граждане. Однако важно отметить, что в соответствии с примечанием к статье 15.3 КоАП РФ индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к установленной названными выше нормами административной ответственности как должностные лица.
Анализируя судебную практику, складывается впечатление, что у судей отсутствует единообразное понимание, кто из должностных лиц организации-налогоплательщика может быть субъектом налогового правонарушения. Между тем в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ речь идет о лицах, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях и наделенных организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями. Прежде всего это руководитель и главный бухгалтер организации.
При решении вопроса о том, кто именно из должностных лиц организации-налогоплательщика будет отвечать за конкретное налоговое правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, представляется логичным учитывать как внутреннее распределение служебных обязанностей, установленное должностными инструкциями, так и приказами организации.
Однако, в судебной практике достаточно распространены ситуации, когда постановление о назначении административного наказания выносится при отсутствии в материалах дела каких-либо доказательств, свидетельствующих о занимаемой должности привлекаемого к ответственности лица и круге его полномочий.
Некоторую ясность вносит Постановление Пленума Верховного Суда от 24.10.2006г. № 18. Суд указывает, что решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями пункта Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Если же ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.
Для того, чтобы привлечь к административной ответственности по ст.15.11 КоАП РФ, контролирующий орган должен установить искажения либо несвоевременность отражения данных в отчетности. Как правило, данные факты выявляются в ходе проведения налоговых проверок. Чтобы избежать штрафа за грубые ошибки, надо обнаружить их раньше налоговой проверки. После этого компании нужно заплатить недоимку и пени, если таковая имеется, а потом подать уточненную декларацию в инспекцию. Также, необходимо исправить ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательстве Российской Федерации порядке.
Рина
Уважаемый юрист, как Вы можете ссылаться на 129-ФЗ, который уже 2 года как утратил силу. Да, на 2006 год выводы Пленума ВАС были правомерны, но в новом законе о бухгалтерском учете отсутствует фраза об ответственности главного бухгалтера.
2 ноября 2015 в 13:29
Евгений Власов, младший юрист BGP Litigation
Здравствуйте Рина! Спасибо Вам за интерес к нашей статье, надеюсь Вы нашли ее полезной. Действительно, 129-ФЗ утратил силу 01.01.2013г. и в настоящее время действует 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Отсылку на действующий Закон мы приводим в третьем абзаце.
Ссылку на 129-ФЗ мы приводим в нашей статье как цитату из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006г. № 18. Несмотря на то, что Федеральный закон № 129-ФЗ утратил силу, вышеуказанное постановление пленума Верховного суда (последняя редакция от 09.02.2012г.) продолжает действовать. На его нормы продолжают ссылаться как суды (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5-АД14-17 от 22.09.2014г.), так и чиновники Министерства Финансов.
Касаемо ответственности главного бухгалтера, то в новом законе все же предусмотрена ответственность достоверность представления финансового положения экономического субъекта. Ответственность по-прежнему несет главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (пп. 2 ч. 8 ст. 7 Федерального Закона № 402-ФЗ).
9 ноября 2015 в 16:29