Ошибочно выданное уведомление о возможности перехода на УСНО

Оставить комментарий

Количество просмотров 3024

Рубрики

»

Вопрос:

Нашей организацией по заявлению налоговая инспекция выдала уведомление о возможности перехода на УСНО.

Однако в ходе аудиторской проверки выявлен факт нарушения требований п.п. 15 п. 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), а именно: превышение средней численности работников за отчетный период.

По мнению аудитора, организация должна представить в налоговые органы налоговые декларации по НДС, налогу на имущество, ЕСН, налогу на прибыль а также бухгалтерскую отчетность за период, в котором произошло превышение средней численности работников 100 человек.

По нашему мнению у ИФНС, ошибочно выдавшей уведомление о возможности применения с 20.04.2009 УСНО, отсутствуют основания для доначисления налогов, пени а также привлечения к налоговой ответственности, поскольку в соответствии с п.п. 3 п. 1 статьи 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

1)    Является ли обоснованным мнение аудитора?

2)    Является ли ошибочно выданное уведомление о возможности перехода на УСНО основанием для освобождения от налоговой ответственности и уплаты налогов по общей системе налогообложения?

Ответ:

Действительно, иногда организация получает от налоговых органов уведомление о возможности применения УСНО и переходит на «упрощенку» даже с нарушением установленных НК РФ ограничений.

Это бывает, когда налогоплательщик ошибочно подает заявление о переходе на УСНО, не проверив имеющиеся ограничения, а налоговый орган выдает уведомление о возможности ее применения, должным образом не проверив, имеет ли налогоплательщик право на переход.

По нашему мнению, соответствует ли ваша организация ограничению, предусмотренному п.п. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, и принять решение о переходе на УСНО Вам следует самостоятельно в силу системного толкования положений статей 23, 346.11 — 346.13 НК РФ (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2007 по делу N А79-5206/2006, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2009 N А42-5612/2008).

В случае, если налоговые органы выявят, что Ваша организация не имела права применять УСНО, вам начислят все налоги, уплачиваемые при общей системе налогообложения (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и т.д.), за весь период неправомерного применения УСНО.

Так, ВАС РФ в Постановлении от 07.10.2008 N 6159/08 отметил, что переход на УСНО является добровольным, подача заявления носит уведомительный характер, а неправомерный переход организации на УСНО служит основанием для доначисления налогов по общей системе налогообложения.

Судьи также указывают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения в силу статей 109, 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, но не исключает обязанности налогоплательщика (статья 23 НК РФ) по уплате законно установленных налогов.

Аналогичные выводы следуют из Определений ВАС РФ от 26.01.2009 N ВАС-17450/08, от 29.01.2009 N ВАС-17613/08. Причем в последнем Определении суд отметил, что переход на УСНО неправомерен, даже если налоговый орган выдал организации уведомление о возможности применения «упрощенки«.


По мнению судей, выданное уведомление не является разъяснением по вопросам применения налогового законодательства, поэтому доводы налогоплательщика о неправомерном начислении пеней подлежат отклонению.

Такие же выводы следуют из ряда судебных Постановлений (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.03.2009 N А28-10968/2008-460/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2009 N Ф04-1569/2009(2522-А03-29, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2007 по делу N А79-5206/2006 и др.).

Справедливости ради надо отметить, что ранее некоторые федеральные арбитражные суды указывали, что в подобной ситуации именно действия самих налоговых органов приводят к неправомерному применению УСНО. Следовательно, доначисление налогов по общей системе налогообложения в таких случаях незаконно (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2008 N А57-210/08-33 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.10.2008 N 12110/08).

Как видим, арбитражная практика очень противоречива, но в более поздних периодах в отношении доначисления налогов и пени склоняется к тому, что наличие ошибочно выданного налоговым органом уведомления о возможности применения УСНО не защитит налогоплательщика от начисления соответствующих сумм налогов и пени.

В отношении же применения к налогоплательщику штрафных санкций, предусмотренных статьями 119, 122 и 126 НК РФ в случае выявления вышеописанного факта рекомендуем оспорить решение налогового органа в досудебном или в судебном порядке.

Дело в том, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Суд или налоговый орган по собственному усмотрению может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ.

В некоторых судебных решениях указано, что заблуждение налогоплательщика в связи с получением от инспекции неправильного уведомления о применении УСНО смягчает ответственность за неподачу деклараций по другим налогам.

Так, например, в Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2007 N Ф04-225/2007(252-А03-19) по делу N А27-5628/2007-2 суд учел тот факт, что у налогоплательщика имеется неоднозначное письменное уведомление инспекции о возможности применения УСН, и снизил размер штрафа за непредставление декларации.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 по делу N А21-6882/2007 (Определением ВАС РФ от 13.11.2008 N 11349/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) суд снизил размер штрафных санкций, поскольку установил, что инспекция выдала обществу уведомление о невозможности применения УСНО значительно позже окончания налогового периода. Своевременное получение такого уведомления могло предотвратить совершение правонарушения.

Согласно Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.2007 N А33-18106/06-Ф02-4515/07 по делу N А33-18106/06 инспекция на момент выдачи уведомления о применении УСНО располагала информацией о том, что размер выручки налогоплательщика превысил установленный лимит. Суд пришел к выводу, что степень вины организации незначительна, и снизил размер штрафа за несвоевременное представление декларации по НДС.

В Постановлении ФАС Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 N Ф04-761/2009(274-А27-29) судьи указали, что применение налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения на основании уведомления налогового органа в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации, исключает вину налогоплательщика в совершении налоговых правонарушений, установленных пунктом 1 статьи 122, пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 2 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации — привлечение его к налоговой ответственности.

Таким образом, у Вас имеются неплохие шансы, по крайней мере, существенно уменьшить размер начисленных штрафных санкций.

Самсонова Людмила Игоревна

Управляющий партнер

Консалтинговое объединение ФАКТОР ГРУПП

Фактор Групп

 

Комментариев нет

No comments yet.

Ваш комментарий



Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27