Налоговый спор вокруг бонусной программы «Малина» закончился «мировым». В чем была суть спора? О чем договорились ФНС и «Лоялти Партнерс Восток»?

Количество просмотров 7290

Приветствую посетителей «Блога Фискала»! Сегодня расскажу о первом мировом соглашении, заключенном между налоговой службой и налогоплательщиком на уровне ВАС РФ, состоялось оно по делу компании «Лоялти Партнерс Восток».

Из статьи Вы узнаете, в чем заключалась суть налоговых претензий ФНС к организатору бонусной программы «Малина» [компании «Лоялти Партнерс Восток»], а также об условиях мирового соглашения заключенного Сторонами.

Суть спора:

ИФНС России № 22 по г. Москва была проведена выездная налоговая проверка ООО «Лоялти Партнерс Восток» по результатам которой были выставлены налоговые претензии на 77,55 млн. руб. налога на прибыль, не считаю пеней и штрафов.

Основанием для доначисления спорной суммы налога на прибыль послужил вывод Инспекции о неправомерном неотражении Обществом в проверяемые периоды в составе доходов 1 022 981 676 рублей, полученных от хозяйственных обществ «Аптеки 36,6», «ВымпелКом», «Единая Европа-СБ», «Монеко», «Петрол Комплекс Эквипмент Кампани», «Рамэнка», «Росинтер Ресторантс», «У.К. Формула Кино», «Юнайтед Бренд компании» (далее — компании) в рамках реализации программы по привлечению и удержанию потребителей.

Данный вывод Инспекцией был сделан на основании оценки следующих обстоятельств.

Обществом в период с 2005 по 2007 г.г. были заключены с компаниями соглашения об участии в накопительной программе лояльности потребителей «Малина» (далее — соглашения об участии), направленной на формирование и поддержание потребительского интереса к товарам и услугам, реализуемым компаниями, на увеличение количества посещений потребителями мест продаж и, как следствие, объемов продаж и прибыли компаний.

Физические лица, выразившие желание стать участником указанной программы (далее — потребители, участники программы), заполнив анкету и согласившись с утвержденными Обществом условиями участия, получали выпущенные Обществом карты, подлежавшие предъявлению при совершении покупок в розничных предприятиях компаний.

При приобретении у компаний товаров и услуг начислялись баллы, размер которых зависел от стоимости покупки (Х баллов при совершении покупки на сумму не менее Y рублей); программой предусматривалось начисление дополнительного количества баллов также при проведении компаниями рекламных акций и поощрительных программ.

При накоплении достаточного количества баллов потребитель вправе был получить у Общества поощрительный товар из его каталога. Баллы, являясь учетной условной единицей, не имели наличного выражения, учитывались по каждому потребителю в ведущемся обществом реестре, и могли быть направлены только на приобретение поощрительных товаров.

Указанные баллы подлежали аннулированию при неиспользовании их в течение трех лет с момента начисления, при прекращении участия потребителя в программе в случае его смерти либо несовершения им покупок с использованием карты в течение двенадцати месяцев, а также в ряде иных случаев.

В соответствии с условиями участия Общество вправе было вносить любые изменения в условия участия, каталог поощрительных товаров, перечень товаров и услуг, в отношении которых начисляются баллы, а также изменять количество баллов, которое участники программы получают в результате приобретения таких товаров и услуг. Общество вправе приостановить или прекратить реализацию программы в любое время с уведомлением потребителей за три месяца через веб-сайт www.malina.ru и места продаж компаний.

Согласно заключенных с компаниями соглашений об участии реализация товаров, услуг как участникам программы, так и лицам, не являющимся таковыми, осуществлялась по единой цене.

При этом при продаже товаров, услуг покупателям — участникам программы определенную сумму денежных средств, поименованную как «скидка», компании перечисляли обществу для аккумулирования и приобретения поощрительных товаров. Данная сумма в соглашениях об участии была квалифицирована сторонами этого соглашения также как предварительная оплата за поощрительные товары, перечисляемая компаниями в пользу потребителей.

Помимо указанного соглашения об участии между компаниями и Обществом заключались агентские договоры, согласно которым компании принимали на себя обязательства совершать от имени и за счет Общества действия, связанные с реализацией программы, в том числе, обрабатывать карты потребителей и учитывать совершенные с использованием карт операции. В соответствии с данными договорами компании обязаны были на основании отчета о совершенных с использованием карт операциях ежемесячно перечислять обществу денежные средства в размере, рассчитанном исходя из установленных скидок и общей стоимости товаров, услуг, реализованных участникам программы. Полагая, что данные суммы являются предварительной оплатой в пользу потребителей, компании не учитывали их в составе доходов от реализации товаров, услуг.

Общество вело учет по каждому из потребителей, определяя объем его прав на заказ поощрительных товаров, как в баллах, так и в рублях исходя из размера скидок, предоставленных компаниями при совершении соответствующих покупок каждому из потребителей.

Так, например, согласно пунктам 7 и 9 приложения 1 к соглашению об участии от 14.12.2005, заключенного между Обществом и ООО «Росинтер Ресторантс», последнее обязалось предоставлять потребителям — участникам программы скидку в размере 5 процентов, цена балла определена в размере 10 копеек. Дополнительным соглашением № 2 к соглашению об участии установлено правило о начислении 60 баллов за каждые 200 рублей покупки. Таким образом, при совершении покупки на сумму 1000 рублей участнику программы начислялось 300 баллов (на 30 рублей), а Обществу перечислялось 50 рублей в качестве предоставленной скидки.

Стоимость товаров в каталогах определялась Обществом в баллах.

При приобретении поощрительного товара со счета участника списывались как баллы (в размере объявленной стоимости товара), так и сумма в рублях, рассчитываемая исходя из соотношения учтенных по счету потребителя баллов и денежных средств, перечисленных Обществу компаниями в качестве скидок за покупки, совершенные потребителем.

Перечисляемые компаниями денежные средства, соответствующие размеру предоставленной скидки, были квалифицированы Обществом как предварительная оплата, произведенная в пользу потребителей за поощрительные товары. Из данной Обществом квалификации следовало, что полученная им оплата в силу пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ не должна учитываться в составе доходов в момент ее получения; соответствующие суммы подлежали отражению в составе доходов в момент реализации поощрительных товаров потребителям либо в момент списания баллов.

Инспекция, оценив изложенную схему взаимоотношений между Обществом, компаниями и потребителями, пришла к выводу о том, что Обществом оказывались компаниям услуги, направленные на привлечение, удержание потребителей и стимулирование их к совершению неоднократных покупок в местах продаж компаний. Передача потребителям поощрительных товаров представляла собой лишь способ достижения указанной цели, и, соответственно, расходы, связанные с приобретением, хранением и доставкой поощрительных товаров должны квалифицироваться как расходы, понесенные в рамках реализации названных услуг.

Данный вывод был основан на оценке обязанностей, принятых на себя Обществом: формирование узнаваемости бренда, развитие программы и ее поддержка путем осуществления рекламных компаний в средствах массовой информации, в наружной рекламе, направление потребителям информации о программе и участвующих в них компаниях и т.п.

По мнению Инспекции, денежные средства, перечисляемые компаниями Обществу, не могут быть квалифицированы в качестве произведенной в пользу потребителей предварительной оплаты за поощрительные товары, поскольку в отношениях с потребителем по счету учитывается не сумма в рублях, а баллы (при этом указанные суммы, рассчитанные исходя из установленных скидок и общей стоимости товаров, услуг, реализованных компаниями участнику программы, не эквивалентны денежному выражению начисленных баллов).

Кроме того, отсутствие у потребителя права на отказ от договора с возвратом предварительной оплаты (выплатой денежного эквивалента накопленных балов) не соответствует законодательному регулированию договора розничной купли-продажи (п. 4 ст. 497 ГК РФ).

Таким образом, из произведенной Инспекцией квалификации следовало, что эффективность оказанных Обществом услуг и размер их оплаты определялись исходя из количества и размера продаж, совершенных потребителями — участниками программы. Денежные средства, полученные Обществом от компаний, представляя собой выручку от оказания услуг, подлежали отражению в составе доходов в момент их получения.

Мировое соглашение

Суды первой и апелляционной инстанции поддержали позицию налогового органа, а кассационная инстанция встала на сторону налогоплательщика. После чего налоговики обратились с жалобой в ВАС РФ.

Коллегия ВАС РФ рассмотрев жалобу налоговиков вынесла Определение ВАС РФ от 09.04.2012 г. № ВАС-16370/11, которым решила передать дело на пересмотр в Президиум ВАС РФ.

В ходе пересмотра дела в Президиуме налоговики и налогоплательщик договорились о заключение мирового соглашения. Основными пунктами мирового соглашения стали следующие пункты:

  • Компания «Лоялти Партнерс Восток» согласилась с мнением налоговиков относительно учета бонусных поступлений. Однако, надо отметить, что данные суммы согласно учету Компании также попадали в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, но несколько позже;
  • ФНС, в свою очередь, согласилась, что передача поощрительных товаров носит возмездный характер, она необходима для привлечения и удержания потребителей и поэтому у участников программы «Малина» нет обязанности платить НДФЛ.

Таким образом, компания «Лоялти Партнерс Восток» согласилась лишь включать в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль суммы, поступающие от партнеров, сразу. Получив в обмен отказ ФНС от претензии в отношении налогообложения НДФЛ стоимости передаваемых в рамках программы товаров.

 

 

Комментариев нет

No comments yet.

Ваш комментарий



Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27