Боремся с «налоговым креативом»

Оставить комментарий

Количество просмотров 3832

Рубрики

»

Боремся с «налоговым креативом»

В начале ноября 2010 года в отношении индивидуального предпринимателя Иванова И.И. (ИНН 123456789000) налоговым органом было вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.

Сотрудниками налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку ИП Иванова И.И. (ИНН 123456789000), была избрана следующая тактика проведения проверки: налоговые инспектора выходят на проверку ИП Иванова И.И. на несколько дней, работают с документами, затем выездная налоговая проверка приостанавливается. Аргументы приостановления ВНП – потребность в затребование документов в рамках ст. 93.1 НК РФ у контрагентов ИП Иванова И.И.

И таким образом выездная налоговая проверка у ИП Иванова И.И. продолжается и по сей день. Оттягивание сроков окончания выездной налоговой проверки ИП Иванова И.И. получается путем постоянных приостановок проверки налоговым органом.

Во время приостановки выездной налоговой проверки сотрудникам налогового органа запрещается находится на территории проверяемого налогоплательщика, в т.ч. работать с документами. Но сотрудники отдела выездных налоговых проверок, проверяющие ИП Иванова И.И. проявляет «находчивость и смекалку».

А именно, ИП Иванов И.И. по время приостановленной выездной налоговой проверки начинает получать из отдела камеральных налоговых проверок «Сообщения о предоставлении пояснений».

Суть сообщений от налогового органа такова: в соответствии с п. 1 ст. 31 НК РФ в пятидневный срок со дня получения настоящего требования Вам необходимо представить письменные пояснения (с указанием реквизитов первичных или иных документов), в связи с выявлением следующих обстоятельств: за 2009 год проведена проверка соответствия показателей налоговых деклараций, в налоговой декларации 3-НДФЛ и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость выявлены следующие расхождения:…………………………………………………….. Доводим до Вашего сведения, что налогоплательщик вправе вместе с письменными пояснениями предоставить документы, подтверждающие заявленные пояснения.

Таким образом, сотрудники отдела выездных налоговых проверок, с помощью отдела камеральных налоговых проверок, незаконным образом «выманивают» интересующие их документы у ИП Иванова И.И. и проводят выездную налоговую проверку ИП Иванова И.И. у себя в инспекции.

Чтобы не идти на поводу у налогового органа, не превращать выездную налоговую проверку в «затяжное пике», ИП Иванову И.И. надо написать в налоговый орган письмо следующего содержания.

Письмо в ИФНС «Ответ ИП Иванова И.И. (ИНН 123456789000) на требования ИФНС о предоставлении пояснений»

1. ИП Ивановым И.И. (ИНН 123456789000) было получено сообщение № 21032011 от 21.03.2011 «О предоставление пояснений». Согласно данному сообщению, в отношении ИП Иванова И.И. (ИНН 123456789000) проведена проверка декларации 3-НДФЛ за 2009 год, на основании проведенной проверки налоговый орган затребовал у ИП Иванова И.И. (ИНН 123456789000) пояснения по доходам, заявленным в декларации 3-НДФЛ.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 31 Налогового Кодекса Российской Федерации приведен перечень полномочий налоговых органов, в том числе право проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Статьями 32 и 33 Налогового Кодекса Российской Федерации установлена обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, в связи с чем, должностные лица налоговых органов должны действовать в строгом соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

В соответствии со статьей 82 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов с целью реализации возложенных на них обязанностей в пределах предоставленной компетенции.

Статьей 87 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливается, что налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Статьей 88 Кодекса установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Законодательство предусматривает обязанность налогоплательщика представлять письменные пояснения только в рамках камеральной проверки.

Так, согласно пункту 3 статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Действительно, в рамках камеральной проверки возможности налогового органа в части объема запрашиваемых документов ограничены. Именно поэтому законодательство дает налоговому органу право запросить в определенном случае пояснения налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 229 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц должна быть предоставляется не позднее 30 апреля года, следующему за истекшим налоговым периодом.

Статей 216 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

Таким образом, камеральная проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009 год ИП Иванова И.И. (ИНН 123456789000) должна была закончится еще 30 июля 2010 года.

Из содержания статьей 87 и 88 Кодекса не следует право налоговых органов неоднократно проводить камеральные налоговые проверки одной и той же налоговой декларации за один и тот же период.

Как следствие этого:
— проведение налоговым органом повторной камеральной налоговой проверки декларации 3-НДФЛ за 2009 год ИП Иванова И.И. (ИНН 123456789000) в 2011 году;
— проведение налоговым органом камеральной налоговой проверки декларации 3-НДФЛ за 2009 год ИП Иванова И.И. (ИНН 123456789000), за пределами сроков установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации;
— и затребования налоговым органом пояснений по доходам, полученным ИП Ивановым И.И. (ИНН 123456789000) в 2009 году,

НЗАКОННО, ВЫХОДИТ ЗА РАМКИ КОМПЕТЕНЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ПРОТИВОРЕЧИТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ РОССИЙСКОМУ НАЛОГОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ.

Так в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщик (плательщик сборов) имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

2. Доводим по вашего сведения, что в настоящее время в отношении ИП Иванов И.И. (ИНН 123456789000) решением начальника ИФНС по г. N-ску от 01.01.2011 № 0001 вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, за период и по следующим налогам: ……………………………………………………………………………………………………….

В настоящий момент справка об окончании выездной налоговой проверки ИП Иванова И.И. (ИНН 123456789000) налоговым органом не вручена.

Как было описано выше, работники налогового органа — сотрудники отделов камеральных проверок не имеют право проводить повторные камеральные проверки, а также камеральные проверки за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Согласно обычаям делового оборота, которые на данный момент складываются (сложились) в системе налоговых органов Российской Федерации: работники налоговых органов — сотрудники камеральных проверок, предоставляют свои заключения отделам выездных проверок, на включения в планы проведения выездных налоговых проверок тех или иных налогоплательщиков, с указанием предполагаемых нарушений налогового законодательства.

Таким образом, сотрудники отделов камеральных проверок ИФНС по г. N-ску, у которых возникли вопросы по доходам за 2009 год ИП Иванова И.И, (ИНН 123456789000) могут, а по должностной инструкции и должностному регламенту – обязаны, написать служебную (докладную) записку, с описание выявленных нарушений или иных возникших вопросов, касающихся налоговой отчетности за 2009 год ИП Иванова И.И. (ИНН 123456789000), или иным образом проинформировать отделы выездных проверок, сотрудники, которых на данный момент компетентны проводить выездную налоговую проверку в отношении ИП Иванова И.И. (ИНН 123456789000) за период и по следующим налогам: ……………………………………………………………………………………………………….

Также поясняем, что сотрудникам налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку ИП Иванова И.И, (ИНН 123456789000) не чинят препятствия в проведении выездной налоговой проверки, предоставляются первичные документы и иные документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. О чем свидетельствует отсутствие протоколов о привлечении ИП Иванова И.И. (ИНН 123456789000) к административной ответственности.

Автор статьи: ПрофессоR, налоговый инспектор из Уральского округа.

***

Компания «Московский центр обслуживания бизнеса» выполнит постановку на налоговый учет в самые кратчайшие сроки.  Низкие цены, гарантии, профессиональное отношение к клиентам.

 

Похожие статьи на тему «Новости»:

Комментариев (5)

  1. flymanager

    Да уж. Закошмарили бедного

    26 Март 2011 в 20:55

  2. ПрофессоR

    Так у нас не сказка, а жизнь.

    27 Март 2011 в 0:10

  3. Spygyu

    С каждым днем им все тяжелее и тяжелее… Менты их мучают, пожарные закрывают, сэс вообще товар просроченным признает!!! Что ж такое то!!! Когда же наши дорогие во всех смыслах коммерсы вздохнут свободно и смогут на честно обналичинные лавэ и купить себе по майбаху!? Запрос ему болезному направили! А он уже испуган из-за чего то…может не стоит отвечать на запрос если считаешь его незаконным и ничего не боишься?

    27 Март 2011 в 14:50

  4. Алексей

    а оспаривать штраф, пусть незаконно, но наложенный инспекцией после такого «отказа»? где на подобные противостояния брать силы и время? да и деньги на юристов и консультантов? один из бывших клиентов (ИП) жаловался, что на протяжении трех лет большую часть времени он тратит не на бизнес, а на судилища с инспекцией и милицией сразу в двух регионах, где ведет дело (к слову, успешные). Причем одна проигранная инспекцией проверка оборачивается новой, с утроенными усилиями. Это разве нормально?

    а нормально, когда в последний (!) день ВНП налогоплательщик получает от инспекции несколько требований о предоставлении документов, в которых суммарно около 800 позиций, а наименований документов затребовано свыше 2 000, из которых 90% имеют слабое отношение к предмету и периоду проверки? Это что, такой налоговый контроль, не чинящий препятствий в предпринимательской деятельности? бред это, а не контроль. Но вот только поди теперь и докажи, что это бред — замучаешься доказывать…проще взять и все представить — быстрее будет и спокойнее.

    Так что налогоплательщика очень даже можно понять в такой ситуации…

    З.Ы. для автора статьи: имхо, нет смысла писать в таком ответе «воду» про обычаи делового оборота в налоговых органах (тем более, этот зверь существует только в частном праве, но никак не в налоговом) — достаточно сослаться на Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09 по делу N А40-53471/08-118-252, в котором описана как раз Ваша ситуация с истребованием документов за рамками КНП.

    4 Апрель 2011 в 11:23

  5. ProfessoR

    Алексей, спасибо.

    12 Май 2011 в 16:21

Ваш комментарий



Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27