Практический комментарий к применению Соглашения от 25 января 2008 о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.

Оставить комментарий

Количество просмотров 3516

Рубрики

»

Налоговым органам в ходе проведения контрольной работы следует учитывать, что нормы Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15.09.2004 и Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее по тексту – старое Положение), являющегося неотъемлемой частью данного Соглашения, применяются в отношении товаров, отгруженных до 01.07.2010 с территории Российской Федерацией в Республику Беларусь, а также в отношении ввезенных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерацией товаров, принятых на учет до 01.07.2010 (письмо ФНС России от 26.08.2010 № ШС-37-3/10053@).

Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров

Согласно ст. 2 Соглашения при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Следовательно, в таможенном союзе на все экспортируемые товары применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов, в отличие от Соглашения от 15.09.2004, согласно которому применение нулевой ставки не распространялось на товары, вывозимые с территории государства одной Стороны и ввозимые на территорию государства другой Стороны, которые на территории государства другой Стороны не подлежат налогообложению при ввозе их на территорию в соответствии с законодательством другой Стороны, для российских экспортеров это товары, перечисленные в ст. 150 Налогового Кодекса Российской Федерации.


Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров установлен Протоколом от 11 декабря 2009 года о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС или освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком – экспортером в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы, перечисленные в п. 2 ст. 1 Протокола по товарам, при этом все документы могут представляться в виде копий.

В отличие от предыдущего Порядка, в новом подробно расписан порядок представления документов в случае лизинга товаров или предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей). Согласно Порядку, в налоговые органы предоставляются договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), договоры (контракты) на изготовление товаров, договоры (контракты) на переработку давальческого сырья.

Так, в случае вывоза товаров по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга) на счет налогоплательщика-экспортера).

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям.

При представлении транспортных (товаросопроводительных) документов следует учитывать, что указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза. Например, при перемещении товаров ручной кладью.

Образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами Российской Федерации при перемещении товаров в таможенном союзе с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан и (или) Республики Беларусь доведены письмом ФНС России от 08.06.2010 № ШС-37-3/3693@.

Образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами Республики Беларусь при перемещении товаров в таможенном союзе с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, доведены письмом ФНС России от 29.06.2010 № ШС-37-3/5424@.

Отличительным моментом нового Порядка является и то, что документы, предусмотренные для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, в предыдущем Порядке с Республикой Беларусь, срок ограничивался 90 днями.

Особенностью Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров в таможенном союзе является регулирование вопроса подтверждения нулевой ставки при вывозе товаров (предметов лизинга) с территории одного государства — члена таможенного союза на территорию другого государства — члена таможенного союза по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), по договору (контракту) об изготовлении товаров. Налоговая база по НДС при вывозе товаров (предметов лизинга) по договору (контракту) лизинга определяется на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренной договором (контрактом) лизинга, но не более суммы фактически полученного платежа. Порядком с Республикой Беларусь данный вопрос не регулировался.

В ходе проведения контрольных мероприятий, налоговым органам следует обратить внимание на переходный период взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров. Так, Решением комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 293 определено, что по товарам, в отношении которых до 1 июля 2010 года таможенному органу государства-импортера произведено предварительное декларирование и декларантом уплачены косвенные налоги, экспортер таких товаров, отгруженных после 1 июля 2010 года, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов представляет в налоговый орган в пакете документов, вместо Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение.

Кроме того, письмом ФНС России от 21.07.2010 № ШС-37-3/7188@ для использования в работе налоговыми органами доведено письмо Федеральной таможенной службы от 16.07.2010 № 04-45/35094, согласно которому при реализации положений статьи 165 НК РФ в условиях вступления в силу Таможенного союза подтверждение фактического вывоза товаров, помещенных после 1 июля 2010 года под таможенные процедуры, предусматривающие их вывоз за пределы таможенной территории Таможенного союза, будет осуществляться по аналогии с действующим порядком подтверждения фактического вывоза товаров с территории Союзного Государства России и Беларуси. Отметки, свидетельствующие о фактическом вывозе товаров, при вывозе через территорию Республики Казахстан будут проставляться пограничными таможенными органами Казахстана. Получение и сбор информации от таможенной службы Республики Казахстан, формирование архивов таможенных документов, подтверждающих вывоз товаров через территорию Республики Казахстан, и их рассылку, в том числе по запросам федеральных органов исполнительной власти, будет осуществлять Оренбургская таможня. Следовательно, запрос о подтверждении факта экспорта товара, например в Китайскую народную Республику через Республику Казахстан, налоговым органам следует направлять в Оренбургскую таможню.

Порядок взимания косвенных налогов при импорте

Принцип взимания косвенных налогов при импорте товаров в таможенном союзе остался тем же, что и при Соглашении от 15.09.2004 с Республикой Беларусь: косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства — участника таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию. Следовательно, не подлежит налогообложению ввоз на территорию Российской Федерации товаров, перечисленных в ст. 150 НК РФ.

Однако, есть и существенные различия в Порядке взимания косвенных налогов в таможенном союзе.

Новый Порядок не устанавливает особенностей уплаты обязательных платежей при транзите товара и не освобождает от перечисления налогов при ввозе товаров для переработки с целью последующего вывоза продуктов переработки за пределы таможенного союза. Порядок налогообложения НДС работ по переработке давальческого сырья доведен письмом ФНС России от 22.10.2010 № ШС-37-3/13942@.

Различие проявляется и в формировании налоговой базы: в таможенном союзе для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. В отличие от предыдущего порядка, теперь в налоговую базу не включаются затраты на транспортировку и доставку товаров.

Стоимостью товаров, полученных по товарообменному (бартерному) договору (контракту), а также договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), является стоимость товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) — стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах — стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

Налоговая база при ввозе на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза продуктов переработки определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

Налоговая база при ввозе товаров (предметов лизинга) на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, определяется в размере части стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренной на дату ее оплаты договором (контрактом) лизинга (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту по курсу центрального (национального) банка государства — члена таможенного союза на дату, соответствующую моменту (дате) определения налоговой базы.

Как и раньше, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Однако Заявление на бумажном носителе теперь следует представлять в четырех экземплярах и обязательно в электронном виде. За нарушение срока подачи декларации предусмотрена ответственность, установленная национальным законодательством, то есть к налогоплательщику применяется ответственность по ст. 119 НК РФ. В Соглашении от 15.09.2004 такая ответственность не была установлена, поэтому по вопросу правомерности санкций за нарушение срока представления декларации арбитражная практика сложилась не в пользу налоговых органов.

В рамках Порядка взимания косвенных налогов в таможенном союзе в пакете документов обязательно представляются счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, раньше налогоплательщики Российской Федерации представляли только товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.

Новым является представление налогоплательщиком в комплекте документов информационного сообщения поставщика товаров о лице, у которого приобретено данное имущество. Это сообщение представляется, если при движении товара от лица, которому необходимо подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС, а также освобождения от уплаты акцизов, к лицу, представляющему Заявление, участвует более трех лиц. Наличие в данном случае приложения к Заявлению, позволяет проследить всю цепочку лиц по реализации (перемещении) товаров.

Кроме того, предусмотрено заполнение раздела 3 Заявления в двух случаях.

В первом случае, если обороты (операции) по реализации товаров, не являются объектом обложения косвенными налогами, так как местом реализации таких товаров не признается территория государства – члена таможенного союза – Продавца.

Например: между российским Покупателем и белорусским Продавцом заключен договор купли продажи товара, при этом товар на территорию Российской Федерации ввозится с территории Республики Казахстан. Данный товар ранее белорусским Продавцом был приобретен у казахского Продавца. В данном случае обороты по реализации товаров белорусским Продавцом, указанным в разделе 1 Заявления, российскому Покупателю, указанному в разделе 1 Заявления, не являются объектом обложения косвенными налогами, так как местом реализации таких товаров не признается территория Продавца. В этом случае налогоплательщик заполняет раздел 3 Заявления. В строке 08 «Продавец» указывается налогоплательщик государства — члена таможенного союза, с территории которого были вывезены товары, применивший при реализации этих товаров ставку НДС в размере 0 процентов (освобождение по акцизам), (в нашем примере – казахский Продавец). В строке 12 указываются реквизиты договора (контракта) (номер и дата договора (контракта), номера и даты спецификаций), заключенного между казахским Продавцом и белорусским Покупателем, указанным в строках 08 и 09.

Во втором случае раздел три Заявления заполняется при реализации товара Покупателю, через комиссионера, поверенного либо агента.

Новым в Порядке взимания косвенных налогов в таможенном союзе является положение о том, что при наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров, так и при реализации товаров (работ, услуг), налоговый орган, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется.

Кроме того, в Порядке определено, что в случае возврата товара по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товаров, ввезенных в месяце принятия их на учет, отражение этих товаров в налоговой декларации не производится. При возврате таких ввезенных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты на учет, представляются соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации.

Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе

Новый Порядок налогообложения работ и услуг в целом повторяет положения действующего Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг». В соответствии со ст. 2 Порядка налогообложения работ и услуг взимание налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве, территория которого признается местом реализации данных работ и услуг.


Основное отличие заключается в следующем. Статья 4 Порядка налогообложения работ и услуг регулирует обложение НДС переработки сырья, ввезенного в Россию из Беларуси или Казахстана с последующим вывозом продуктов переработки в другие страны. В данном случае работы облагаются НДС в том же порядке, что и экспорт товаров. При этом налоговая база определяется как стоимость переработки давальческого сырья. Этой же статьей предусмотрен особый комплект документов, который необходим для подтверждения обоснованности нулевой ставки (п. 2 ст. 4 Порядка налогообложения работ и услуг). В него входят: договор на переработку; документы, подтверждающие выполнение работ; документы, подтверждающие вывоз давальческого сырья; заявление о ввозе и уплате налогов с отметкой налогового органа; таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки; иные документы.

Кроме того, Порядком налогообложения работ и услуг выделены новые виды услуг, которые ранее особо не оговаривались в Протоколе от 23.03.2007. Это дизайнерские услуги и опытно-технологические работы. Данные работы и услуги облагаются НДС в Российской Федерации, если приобретаются российскими налогоплательщиками (пп. 4 п. 1 ст. 3 Порядка налогообложения работ и услуг).

Также в новом Порядке даны определения аудиторских, бухгалтерских, дизайнерских, консультационных, маркетинговых, рекламных и юридических услуг, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (ст. 1 Порядка налогообложения работ и услуг). В Протоколе от 23.03.2007 такой расшифровки нет.

Следует отметить, что новый Порядок налогообложения работ и услуг не предусматривает особенностей налогообложения работ по ремонту транспортных средств. Теперь данные работы облагаются по месту нахождения движимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 3 Порядка налогообложения работ и услуг).

***

На заметку. Хотите легко и быстро уничтожить офисные документы, в том числе особо секретные. Предлагаем Вашему вниманию офисные шредеры — 5 уровней защиты, низкий шум при работе, ну и конечно же, доступные цены. Подробнее.

 

Похожие статьи на тему «Новости»:

Комментариев нет

No comments yet.

Ваш комментарий



Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27