Налоговики Подмосковья доначисляют земельный налог: правомерны ли их претензии?

Количество просмотров 3589

Вопрос: о правомерности доначисления земельного налога организаций по результатам налоговой проверки, в связи с тем, что налоговым органом признано неправомерным применение организацией пониженной ставки  земельного налога (0,3%) к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного строительства».

Ответ:

В результате анализа судебной практики по данному вопросу установлено, что подобные налоговые претензии характерны для налоговых органов Московской области.

Так, удалось найти всего два подобных налоговых спора и в обоих делах ответчиком являлись налоговые инспекции Московской области:

Таким образом, можно предположить, что данный вопрос является принципиальной позицией (установкой) УФНС России по Московской области, а следовательно, будет отражаться в решениях Инспекций, выносимых по результатам проверок, в обязательном порядке.

Следует отметить, что по арбитражным дела №№ А41-22248/12, А41-42470/11 приняты противоположные решения.

Так, в постановлении от 14.08.2012 по делу № А41-42470/11 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано определением от 21.01.2013 № ВАС-15663/12), ФАС Московского округа пришел к выводу:

Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.

Учитывая изложенное, в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства», принадлежащего коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Напротив, в постановлении от 29.01.2013 по делу № А41-22248/12 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано определением от 09.08.2013 № ВАС-7633/13) ФАС Московского округа пришел к следующему выводу:

Пунктом 2 ст. 394 НК РФ предусмотрено установление дифференцированных налоговых ставок лишь в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, что предопределяет классификацию видов земельных участков для целей применения п. 1 ст. 394 НК РФ с учетом этих двух критериев.

Согласно п. 2 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с подп. 13 — 14 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также о его разрешенном использовании вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования.

При этом правовой режим земельного участка не зависит от статуса собственника земли и устанавливается исходя из сведений о его целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, документах, подтверждающих регистрацию права собственности на земельный участок.

Аналогичная правовая позиция о том, что для целей исчисления земельного налога в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ категории облагаемых земельных участков следует определять на основе данных земельного кадастра об их целевом назначении и виде разрешенного использования, содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 г. N 16720/11.

Вопреки доводам жалобы, применение инспекции при расчете земельного налога за 2009 — 2010 гг. ставки 0,7%, является необоснованным, поскольку налоговый орган не наделен полномочиями по изменению целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования.

Диспозицией статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено право налоговых органов проверять условия землепользования.

По моему мнению, выводы суда по делу № А41-22248/12 представляются наиболее обоснованными. Так как, для целей исчисления земельного налога в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ категории облагаемых земельных участков следует определять на основе данных земельного кадастра об их целевом назначении и виде разрешенного использования, содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 г. N 16720/11.

Денис Савин,

практикующий налоговый консультант,

руководитель проекта «Фискал Консалтинг»

 

 

Похожие статьи на тему «Консультации по налоговым проверкам и налоговым спорам»:

Комментариев нет

No comments yet.

Ваш комментарий